МБДОУ "Д/с №22 п. Нефтяников"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22 п. Нефтяников"
Добро пожаловать на наш сайт

Методика преподавания аппликации в группах детей дошкольного возраста

6009 просмотров Добавлено: 24 февраля 2018 10:42

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно — модульной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно — образовательной работы в дошкольном учреждении и взаимосвязана со всеми её направлениями.

Основные цели и задачи:

— формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

— развитие эстетических чувств у детей;

— развитие детского художественного творчества; интерес к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи изобразительной деятельности:

— развитие интереса к различным видам деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном искусстве;

— воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства;

— воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

В основной образовательной программе дошкольного образования от «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разделе «Изобразительная деятельность» конкретно расписано согласно возрасту детей, перечень работы с детьми по аппликации.

Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с задачами.

Моя задача рассказать Вам уважаемые коллеги ,как следуя нашей программе, приобщить детей к искусству аппликации.

АППЛИКАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ С ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ. Учим предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на лист бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или воспитателем), и наклеивать их.

Учим аккуратно пользоваться клеем (лучше клейстер): намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формируем навыки аккуратной работы. Вызываем у детей радость от полученного изображения.

Учим создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

Закрепляем знание формы предметов и их цвета. Развиваем чувство ритма.

Аппликация детей от 4 до 5 лет основывается на полученных в предыдущем возрасте знаниях, которые являются основными. Знакомятся с ножницами, формируют умение правильно держать их соблюдать технику безопасности, обращая внимание на осанку, сохраняя свое рабочее место в порядке. Формируем навык разрезания по прямой сначала коротких ,а затем и длинных полос. Учим вырезать круглые формы из квадрата, овальные из прямоугольника путем скругления углов. Учим преобразовывать эти формы, разрезая их на 2 и 4 части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники).

Аппликация детей от 5 до 6 лет отличается вырезыванием фигур из бумаги сложенной гармошкой, и симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам. С целью создания выразительного образа учить приему обрывания. Создаются предметные и сюжетные композиции.

Прикладное творчество. Совершенствуется умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по выкройке, создавать из бумаги объемные фигуры; делать игрушки, сувениры из природного материала, изготавливать пособия для занятий.

Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы. Хочется предложить Вам коллеги создать в группе на каждого ребенка конверты с обрезками бумаги. Их можно использовать ,как в индивидуальной работе самостоятельно , так и на занятиях.

Аппликация детей от 6 до 7 лет. Продолжает учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.

Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном; работа с тканью (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать петельку, вешалку и др.); работа с природным материалом.

Формирование навыков и умений у детей младшей группы в изобразительной деятельности должно осуществляться систематически и последовательно, то в подготовительной группе дошкольники овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные предметы, что способствует свобода выбора темы аппликации; свободе творческого решения. Для того, чтобы выработать у детей выработать свободу творческого решения, необходимо развивать у них формообразующие движения, движения рук направленные на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во 2 младшей группе, а затем и в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старшей группе создавать изображения любых предметов, проявляя творчество.

Творчество определяется как деятельность, в процессе которой, создается нечто новое, ранее не существовавшее. В творческой деятельности ребенка, следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует разнообразных методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла, т. е. тема.

Второй этап — процесс создания детьми изображения. Педагог дает лишь направление выбора темы, создание будущего шедевра.

Третий этап — анализ результатов — связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Развернутый анализ не обязателен на каждом занятии, это должно быть связано с задачами занятия.

В.А. Сухомлинский писал: «.......чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Младшая группа от 3 до 4лет.

Тема. Аппликация " Красивая салфетка«

Программное содержание: Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, и в середине каждой стороны маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Материал: два образца салфеток, разные по цветовому решению. Белая бумага размером 15 на 15см., бумажные кружки разной величины( диаметр3см. и 2 см.), хорошо сочетающие по цвету( по 2 цвета на стол, разные сочетания на разные столы), кисти, клейстер, салфетки (на каждого ребенка), досточки (клеенки).

Средняя группа от 4 до 5 лет.

Тема. Аппликация «Загадки»

Программное содержание. Закреплять умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение.

Материал: конверты с готовыми деталями, из которых можно составить изображения знакомых детям предметов (дом, вагон, цветок, кораблик, снежная баба, неваляшка и др.) полоски бумаги разных цветов, клейстер, кисть, салфетки, клееночка (на каждого ребенка).

Старшая группа от 5 до 6 лет.

Тема. Аппликация «Вырежи и наклей любимую игрушку»

(Коллективная композиция «Витрина магазина игрушек»)

Программное содержание: закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соизмерять размер изображения с величиной листа( не слишком крупное или мелкое), красиво располагать изображение на листе. Воспитывать вкус при подборе бумаги хорошо сочетающихся цветов для составления изображения. Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество.

Материал: 5-6 игрушек. Цветная бумага, половинки альбомных листов, ножницы, клейстер, салфетки, клеенки (на каждого ребенка).

Подготовительная группа от 6 до 7 лет.

Тема. Аппликация по замыслу.

Программное содержание: учить детей задумывать содержание аппликации, использовать разнообразные приемы вырезывания. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство композиции, чувство цвета. Продолжать учить оценивать свою работу и работу других детей. Развивать творческую активность.

Материал: цветная бумага для вырезывания, половинки альбомных листов (целый), несколько мягких тонов для фона, клейстер, ножницы, салфетки, клеенки (на каждого ребенка).

 

Воспитатель: Куропова В.Л.