МБДОУ "Д/с №22 п. Нефтяников"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22 п. Нефтяников"
Добро пожаловать на наш сайт

Тема: «Из чего сделаны краски»

2543 просмотра Добавлено: 24 февраля 2018 13:21

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цели:

1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми, с этапами развития рисуночного письма, показать значение общения между людьми; 2. узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок. 3. развивать творческую активность, образное восприятие и образные представления.

Задачи исследования:

1. Изучить из каких веществ состоят краски. 2. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях. 3. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине. 4. Нарисовать рисунок из полученных красок.

Материалы и оборудование. Бумага белого, чёрного цветов, порошки пигментов (уголь, глина, мел, воск), подготовленные заранее воспитателем изображения, выполненные в технике наскальных рисунков), пищевые красители, связующие вещества (вода, яйцо, масло растительное), кисти, деревянные палочки, формочки.

Ход исследования:

— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое.

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах.

На доску с рисунками.

— Даже в самые древние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудия труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал как художник. С тех древних времен люди украшали себя. Это не было развлечением. Древние люди считали, что украшения — это знаки, которые помогают людям понять друг друга, а также защитить себя от злых духов. Человек стал украшать свой дом, вещи и орудия труда, которые он сам создал.

— Древний охотник прекрасно рисовал зверей. Вместо карандашей и красок он использовал простую растертую глину или уголь, а вместо бумаги — стены пещер. Изображая зверя, древний человек как бы познавал его — познавал его повадки, привычки, характер. Он считал, что это пригодиться ему для того, чтобы охота прошла более удачно.

— Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь нарисовано?

 Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Представьте, что вы древние люди и рисуете на скале. Рисовать будем древесным углем, а вместо скалы у нас будет обычная бумага.
  2. Я приготовила для вас сюрприз: глиняные дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки.
  3. Восковые дощечки.

Процесс приготовления красок.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Описание экспериментов

План эксперимента 1 1. Очистить уголь от посторонних примесей. 2. Измельчить уголь в порошок. 3. Просеять порошок. 4. Смешать уголь с водой.

План эксперимента 2 1. Очистить глину от посторонних примесей. 2. Измельчить глину в порошок. 3. Просеять порошок. 4. Смешать глину с маслом.

План эксперимента 3 1. Очистить мел от посторонних примесей. 2. Измельчить мел в порошок. 3. Просеять порошок. 4. Смешать мел с яйцом.

А чего не хватает в таких рисунках? Разноцветной краски.

Мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным—давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски?

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск. Полученные краски отличались по консистенции и качествам:

  • Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал
  • Глина с маслом дала грязно—серую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала
  • Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной

Выводы и анализ НОД:

  • История красок началась вместе с появлением человека.
  • Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
  • Экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
  • Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
  • Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
  • В ходе экспериментов нам с детьми удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.