Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22 п. Нефтяников"

Тел./факс: 8 (38-253) 2-44-35, 2-44-80 ds-22neftyanik@yandex.ru

Добро пожаловать на наш сайт

Мастер-классы

Песочная терапия
Добавлено: 13 июня 2018 9:41


Баховец Марина Алексеевна

Педагог-психолог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»

GrishaMA@mail.ru

 

Мастер-класс для педагогов

«Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует его развитию во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

С помощью песка можно решить как коррекционные и развивающие задачи, так и использовать его для  отработки актуального эмоционального состояния. Также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Также следует отметить, что игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому, песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми.

В своей работе, я использую кинетический песок, мы его еще называем «Волшебным». Кинетический песок - удивительное изобретение шведских учёных. Его свойства - гигиеничность, пластичность, приятная текстура и удивительная текучесть притягивают и детей, и взрослых.

Кинетический песок идеален в работе с агрессивными детьми, тревожными, гиперактивными, застенчивыми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. В коррекционно-развивающей  работе, работа с песком даёт прекрасные результаты.

Оценив большую значимость кинетического песка, считаю необходимым продемонстрировать полученный опыт педагогам и специалистам ДОУ.

Цель мастер-класса - повышение психолого-педагогической компетенции, профессионального мастерства, инициативы и творчества участников мастер-класса.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами и методами работы с кинетическим песком.
  • Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
  • создать положительный психоэмоциональный настрой.

Оборудование: компьютер, экран, столы, кинетический песок, фартуки, салфетки,  разрезные картинки зайчика, картинки зайчика, сделанные из форм, подносы с формами, стеки, основы для работы с кинетическим песком, картинки помощники, музыкальное сопровождение.

Ход мастер-класса

Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы поговорим о том «Что такое песочная терапия?» и практически рассмотрим, как применять ее в работе с детьми.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Главное достоинство песка в том, что он позволяет ребенку реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.

Сегодня, мы будем работать с кинетическим песком. Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы

«Кинетический песок» – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься – он «движется», «оживает». С этим песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими клиентами, а также в специальных условиях (больницы, детские сады, школы).

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Педагог-психолог: А сейчас я приглашаю Вас пройти за столы. В данном мастер-классе, я продемонстрирую Вам, как с помощью кинетического песка:

  • стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности детей;
  • развивать память, внимание, мышление, воображение, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, развивать творческое воображение;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, а так же создать положительный психоэмоциональный настрой.

Педагоги занимают свои места

Педагог-психолог: И для начала, я расскажу вам о правилах работы с песком.

  1. Надеть фартуки (одевают фартуки);
  2. Нельзя трогать грязными руками глаза и рот;
  3. Нельзя выбрасывать песок из песочницы;
  4. Руки отряхивать можно только над песочницей;
  5. После занятия нужно вымыть руки и убрать за собой рабочее место.

Педагог-психолог: Теперь поздороваемся с песком, а пока вы будете здороваться, я буду задавать вопросы:

-какой песок?  (теплый, холодный, приятный)

-на что он похож? и т.д.

Педагог-психолог: А теперь выполним первое задание. Для этого вам необходимо сложить разрезные картинки и собрать из них одну целую, и мы узнаем, кто спрятался в песке.


В песке спрятана разрезная картинка зайчика, педагоги собирают картинку и говорят, кто у них получился

Педагог-психолог: Молодцы, все справились с заданием. Второе упражнение, которое мы выполним, называется «Зайка серенький». При помощи геометрических форм, вам необходимо выложить зайчика, но самое главное - правильно расположить фигуры, из которых состоит зайка (образец с изображением зайки раздается каждому педагогу.


Педагоги проговаривают, какие присутствуют фигуры, и договариваются, кто, что будет делать. Работа выкладывается на заранее подготовленную основу, например поднос или картон

Педагог-психолог: Молодцы, у всех получились зайчики, теперь предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка, педагоги выходят в круг и повторяют движения за педагогом-психологом

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем головой кивать. (киваем головой)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

Педагог-психолог: А что больше всего любит, есть зайка? (ответы) Конечно морковку, и сейчас мы с вами сделаем морковки для наших зайчиков. А помогут нам в этом картинки-помощники, внимательно рассмотрите их. Готовые морковки, вы будете выкладывать к своим зайчикам.


Педагоги на основу выкладывают круг, формируют из него «колбаску», при помощи стеки разрезают ее на 6 равных частей, из одного шарика формируют морковку, из другого листики к ней, в итоге  у каждого получатся по три морковки

Педагог-психолог: Замечательные получились морковки, посмотрите внимательно на своих зайчиков, может вы бы хотели добавить им что-нибудь, например солнышко или травку. У вас есть несколько минут, чтобы это сделать. Приступайте.

Педагог-психолог: Вы справились со всеми заданиями.

Таким образом, организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.

Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия.

Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Педагог-психолог: Что вам понравилось на мастер-классе?

На этом наша встреча подошла к концу, до свидания.

 

 

Песочная терапия (DOCX, 0.12 Мб.)

Кинетитческий песок
Добавлено: 13 июня 2018 9:36

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»

 









Мастер-класс для педагогов

«Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста»

 






Баховец Марина Алексеевна

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель мастер-класса - повышение психолого-педагогической компетенции, профессионального мастерства, инициативы и творчества педагогов ДО.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами и методами работы с кинетическим песком.
  • Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
  • создать положительный психоэмоциональный настрой.

 

Кинетический песок

Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы.

Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой.  Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

С этим песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми.

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Работа с песком включает в себя пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг – демонстрация песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком).

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться!  Стран чужих не разорять!  Песок — мирная страна. Можно строить и чудить,  Можно много сотворить:  Горы, реки и моря,  Чтобы жизнь вокруг была. 

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

Техники, с которых всегда начинается песочная терапия, называется МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ. С них всегда человек заходит в песочницу и в работу с песком. Почему важны мотивационные техники?

Во-первых, они вызывают доверие к песку.

Во-вторых, они вызывают интерес к песку.

А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая, продуктивная работа.

Я предлагаю перейти непосредственно к работе с песком. Мы будем оставлять отпечатки следов на песке, давайте по очереди вы будете предлагать, чьи следы мы будем делать (педагоги называют животное, и его следы делают остальные).

Далее необходимо сделать блинчик. У вас сейчас есть большая, красивая тарелка, далее палочками распишите ее красивыми узорами (можно выходить за края).

И еще одно задание из тарелки сделайте квадратик. Кто в реальной жизни может из тарелки сделать квадратик? Никто, а в песочной терапии можно. В своем квадрате используя только отпечатки пальца, создайте образ животного, которым вы восхищаетесь. Постарайтесь сделать образ красивым и понятным. Готово? Спросите у соседа, что вы создали.

Мотивационных техник очень много и с сухим песком они тоже применяются. Благодаря им ребенок  знакомимся с песком, исследуем его возможности. Очень важно начинать работу с таких упражнений, потому что теперь сюда не страшно изливать из себя самое не всегда пророй приятное. Это очень важный вход в песочную терапию.

А теперь мы перейдем к основному содержанию мастер-класса. Далее мы должны отвлечь детей (это может быть физ. минутка или сюрпризный момент) и спрятать в песке разрезные картинки. Когда дети возвращаются на свои места, мы даем им задание. Вам необходимо найти в песке части картинки и собрать из них одну целую, и вы узнаем, те, что спрятано в песке (педагоги собирают картинку и говорят, что у них получилось).


Молодцы, все справились с заданием. Второе упражнение, которое мы выполним, называется «Слепи снежинку». При помощи геометрических форм, вам необходимо выложить снежинку, но самое главное - правильно расположить фигуры, из которых она состоит. Я приготовила для вас образец своей снежинки (показать образец) и при работе с детьми первое время, я советую давать им образец, но поскольку вы не дети, я предлагаю каждому сделать свою снежинку (работа выкладывается на заранее подготовленную основу, например поднос или картон, также снежинку можно украсить красивыми камнями, по желанию).

Снег - это множество красивых снежинок, которые падают на землю, на деревья, на крыши домов, вокруг все становится белоснежным. А что больше всего любят лепить из снега дети? (ответы) Конечно снежки, и сейчас мы с вами сделаем снежки. А помогут нам в этом картинки-помощники, внимательно рассмотрите их.


 Педагоги на основу выкладывают  круг, формируют из него «колбаску», при помощи стеки разрезают ее на 6 равных частей,  и скатывают снежки (шарики), под музыкальное сопровождение

Замечательные у нас получились снежки. А теперь я предлагаю вам создать общую зимнюю картину, в центре которой у нас будет елочка. Вы сейчас все вместе должны решить, кто, что будет делать. Такие могу предложить варианты: сугробы, елочка, снеговик и солнце (здесь можно воспользоваться геометрическими формами), снежок и так далее. Проявите свою фантазию!

Педагоги под спокойную музыку выполняют задание, в конце один педагог должен рассказать историю

Итог нашего мастер-класса

Ответь мне на вопрос, чему же научится ребенок, играя с кинетическим песком?

  • Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
  • Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
  • Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
  • Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
  • Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.
  • Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
  • И, конечно же, это огромная терапевтическая работа. Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.

 

Теперь, Уважаемые коллеги прошу оценить мастер-класс, для этого вам необходимо прикрепить к нашему будущему цветку лепестки. А цвет лепестка вы выберете сами.

Красный цвет – Я получил удовольствие от мастер-класса!

Синий цвет – Узнал что-то новое!

Белый цвет – Мне все знакомо!

Список литературы:

  • Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. – СПб.: Речь, 2006.
  • http://psihologsite.ru/psikhologam/pesochnaya-terapiya. Песочная терапия.


Кинетитческий песок (DOCX, 0.12 Мб.)

Использование манной крупы в работе с детьми дошкольного возраста
Добавлено: 13 июня 2018 9:28

Баховец Марина Алексеевна

Педагог-психолог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»

GrishaMA@mail.ru

 




Мастер-класс для педагогов

 «Песочная терапия (или использование манной крупы в терапевтической работе)»

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Мастер-класс разработан для педагогов МБДОУ с соответствием заявленного опыта работы.

Цель: создание условий для отработки практических навыков работы по песочной терапии, повышения профессионального уровня педагогов и специалистов.

Задачи:

  • Познакомить участников с возможностями использования манки в развивающих и коррекционных занятиях с детьми.
  • Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение компетентности участников мастер-класса в области песочной терапии.

При разработке мастер-класса учитывались следующие принципы:

  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
  • принцип психологической комфортности (создание на занятиях благоприятного эмоционального настроя педагогов).

Методы:

  • Словесный (беседа, объяснение, рассуждение);
  • Наглядный (показ, наблюдение);
  • Практический.

Приемы:

  • приемы эмоциональной заинтересованности;
  • вопросы;
  • поощрение.

Структура мастер-класса:

I. Подготовительный этап

  • Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
  • Постановка целей и задач мастер-класса.
  • Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы.

II. Основной этап

  • Практическая часть, которая включает в себя организацию и проведение мастер – класса (рассказ об особенностях методики и о новых формах работы с манкой).
  • Рефлексия для педагогов.

III. Заключительный этап

Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, манка, игрушки, песочница, полотенца (вл.салфетки), цветок с разными лепестками (для рефлексии), мольберт, музыкальное сопровождение, брошюры.

Ход мастер-класса

Педагог-психолог: Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.

Мы погружаем руки в песок, и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир.

Почему же, даже став взрослыми, мы с детским азартом и воодушевлением строим замки из песка?

Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Собственный мир в миниатюре из песка. Увлекательная игра или серьёзное терапевтическое направление? Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

Мы с вами сегодня работать будем не в песочнице, а на листе ватмана, так как песочная терапия замечательно работает и на листе ватмана, на случай если у вас нет в кабинете песочницы. Но вместо песка, мы будем использовать обычную манку, так как ее свойства во многом совпадают со свойствами песка. И называется это терапевтическая работа с манкой.

Рассказывать вам о плюсах, минусах, свойствах, качествах манки я не буду. Все это я приготовила в брошюре, в которой вы подробно все можете узнать. Я предлагаю перейти непосредственно к работе с манкой.

Техники, с которых всегда начинается песочная терапия, называется МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ. С них всегда человек заходит в песочницу и в работу с песком. Почему важны мотивационные техники?

Во-первых, они вызывают доверие к песку.

Во-вторых, они вызывают интерес к песку.

А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая, продуктивная работа.

Без мотивационных игр в песок не заходим.

И так, 1 задание: создайте максимально высокую горку. Стараемся не разговаривать. Создали, второй этап. Есть три песочных дождя:

Педагог-психолог показывает сам

-низкий (маленький) дождик;

-средний (поднимаем чуть выше);

-и то, что больше всего любят дети самый высокий дождик.

Ваша задача сделать три дождя и отследить, какой дождь больше соответствует вашему состоянию на данный момент.

            Мы сейчас знакомимся с песком, мы исследуем его возможности.

2 задание: необходимо сделать блинчик толщенной с мизинец. У вас сейчас есть большая, красивая тарелка, далее двумя мизинцами расписать красивыми узорами эту тарелку (можно выходить за края).

Вы чувствуете, как меняется ваше отношение к манке во время рисования? Вы уже не взрослые, но еще как бы не дети.

3 задание: из тарелки сделайте квадратик. Кто в реальной жизни может из тарелки сделать квадратик? Никто, а в песочной терапии можно. В своем квадрате используя только отпечатки пальца, создайте образ животного, которым вы восхищаетесь. Постарайтесь сделать образ красивым и понятным. Готово? Спросите у соседа, что вы создали.

4 задание: Работать будете в парах. Задание называется перемещение песочных масс. Каждый из вас должен придумать 5 оригинальных способов перемещения манки (по очереди).

Это замечательное упражнение для работы в детско-родительских парах или в парах, где есть два конкурента, два педагога и тд.

Есть еще много мотивационных игр, например «Ведущий и ведомый». Ведущий производит действия с песком, а ведомый повторяет за ним и на оборот, это очень хорошая проверка на обучаемость.

Очень важно мотивационные игры, могут быть как развивающие, так и психокоррекционные!

Одна из интересных техник, работы в паре, называется «Пальчиковые походы». Используется для развития мелкой моторики.

Итак, делаем круг и выбираем две или три игрушки, показываем своему партнеру, чтобы он смог определить, что это такое.

Далее закрываем глаза и размещаем игрушки разных местах этого круга. Партнер четко знает, что за кругом игрушек не будет.

И партнер отправляется в пальчиковый поход.

Правило: двигаться микро шагами. Задача исследовать все поле и как можно быстрее найти игрушки.

Беру руку партнера и ставлю в начало круга. Раз, два, три игра началась. Если человек долго ходит по кругу, то можно спросить есть ли в жизни, что то, что ты долго ищешь?

В это время активизируется огромный исследовательский интерес. Человек двигается - он исследует.

Идея: исследовательский интерес;

замечательно использовать с дошкольниками и школьниками, когда очень большая нагрузка;

работа с педагогами, когда нужно снять напряжение;

развитие мелкой моторики;

тактильные ощущения (чувства пространства, скорости движения).

Данное упражнение можно модифицировать, например, дать кисточку, палочки, ситечко и тд.

Что у вас сейчас в эмоциях, после этого упражнения? ответы

Очень важно начинать работу с песком с таких упражнений, потому что теперь сюда не страшно изливать из себя самое не всегда пророй приятное. Это очень важный вход в песочную терапию.

            Следующее упражнение, его тоже можно использовать, как мотивационное, но больше оно все-таки развивающее.

            Сейчас в психологии много говорят о балансе правого и левого полушария, вспыльчивости и мягкости и тд.

            Смысл упражнения, вы набираете манку двумя руками, таким образом, чтобы она сыпалась ПОКАЗАТЬ.

1 задание: нарисуйте двумя руками, ключевое слово ОДНОВРЕМЕННО два круга, одинаковые. Если у кого-то это получается, то вы супер здоровы. Но у большинства людей они разные. Давайте попробуем поиследовать. Главная ошибка взрослых, одна рука рисует, другая зависла и наоборот. Мы говорим о балансе сейчас правого и левого полушария. Они должны быть четкими и круглыми.

Посмотрите в глаза соседа, двумя руками одновременно теперь рисуем глаза соседа. Мы можем использовать разные образы, геометрические, человеческие и тд.

Нарисуем два цветка, постарайтесь четкие образы.

Проверка на креативность, если вы нарисовали розу, ромашку или тюльпан, вы абсолютный стандарт, то есть, кто нарисовал что-то другое, имеют шансы на креативность.

Теперь внимание на меня, двумя безымянными пальцами прорисуйте контуры одновременно.

А теперь нарисуйте одновременно два других разных цветка, но потом средними пальцами прорисовываем контуры.

Представляете, что сейчас происходит в голове? Правое работает по одному, левое по другому. Но при этом ОБА работают.

Вы понимаете, как вы можете? Как хорошо повышается самооценка. Работа с манкой всегда работает в плюс самооценке человека, так как это как фольга, там что не слепишь, все блестит и красиво. Даже если вы не умеете рисовать, у вас получаются красивые картинки.

Теперь нарисуйте дом (один), в котором мне хорошо и большими пальцами одновременно прорисуйте контуры.

Данное упражнение можно использовать, как релаксационное для педагогов, во время пед. советов происходит перезагрузка мозга, или как еще говорят обнуление, когда мы сбрасываем лишний балласт, а все нужное остается в нас.

Подводя итог своего мастер-класса, хочется сказать, в чем же польза работы с манкой:

1. Безопасность. Манную крупу можно брать в рот без вреда для здоровья.

2. Доступность. Манку можно приобрести в любое время года в любом магазине.

3. Экономичность. Дешёвая крупа в сравнении с другими.

4. Огромный терапевтический эффект.

5. Интерес не зависимо от возраста ребенок это или взрослый.

6. Разнообразие в работе. Огромное пространство для творчества.

Буду рада, если данная методика поможет вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать их поведение (Раздать брошюры).

Теперь, Уважаемые коллеги прошу оценить мастер-класс, для этого вам необходимо прикрепить к нашему будущему цветку лепестки. А цвет лепестка вы выберете сами.

Красный цвет – Я получил удовольствие от мастер-класса!

Синий цвет – Узнал что-то новое!

Белый цвет – Мне все знакомо!

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 


Использование манной крупы в работе с детьми дошкольного возраста

Мастер-класс: «Арт-терапия, как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста»
Добавлено: 13 июня 2018 9:26

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс:

«Арт-терапия,  как способ снятия агрессивности

у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: педагог-психолог

                                                                                         Баховец М.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каргасок, 2016




Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Арт-терапия,  как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста».

Очень часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной не только на окружающих, но и на себя). Устранить проявление агрессии направленной в свой адрес, это первый шаг к устранению агрессии направленной на окружающих.

Исследования психологов показывают, что агрессивность, закладывающаяся в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В своей работе я использую такие виды терапии, как сказко-терапия, песочная терапия и арт-терапия. Испробовав многие техники в работе с такими детьми, я пришла к выводу, что таких детей нужно увлекать чем-то необычным, не стандартным и интересным для него.  Более подробно, я бы хотела остановиться на арт-терапии.

Итак, что такое Арт-терапия?

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это рисование не только традиционными способами (гуашь, акварель, карандаши восковые и простые цветные), но и не стандартными (сухие листья, мятые листы, рисование на мокрой поверхности, отпечатки, чернильные пятна и многое другое). Ребенок более охотно включается в процесс, который ему не знаком.

Как только ребенок начинает творить, он высвобождает свое подсознание. В итоге получа­ется исцеление через самовыражение творческого потенциала. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

И сейчас, я бы хотела продемонстрировать вам одну из таких техник- это рисование жидким цветным соленым тестом. Хотя поделки и картины из соленого теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что, сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками, такая техника исполнения набирает все большую популярность.

В состав такого теста входит мука, соль, вода и клей ПВА, готовую массу подкрашиваем нужным нам цветом, при помощи гуаши (или пищевыми красителями). Все необходимо перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово. Вместо кисточки, мы будем использовать ложечку, стеку и тонкую палочку.

Основа, на которой следует рисовать должна быть плотной, это может быть прессованный картон, пластмассовая тарелочка и даже стекло, на котором мы сегодня и будем рисовать. Для того чтобы рисование было безопасным, мы  будем использовать рамки для фотографий, где края стекла защищены рамкой (далее участникам предлагается выбрать рамку). Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее.

Мы будем рисовать «Цветочную полянку» (показывается заготовленная работа).

Пошаговая работа:

1. Рисуем фон для композиции «Цветочная полянка»

  • Для выполнения композиции используем основу из стекла.
  • Для выполнения фона наносим чайной ложкой капли жидкого цветного соленого теста нужного оттенка. Выравниваем фон по всей поверхности.

2. Рисуем цветы по залитому фону

  • На полужидкий цветной фон чайной ложкой наносим «кляксочки» ярких оттенков для создания цветов.
  • Острым концом палочки от каждой цветовой «кляксы» тянем лепесточки, добавляя при необходимости другие оттенки в каждый цветок.
  • Цветы можно нарисовать двумя способами:

-к центру

-от центра

3. Рисуем листья.                                                                

  • Листья получаем таким же методом.
  • Чайной ложкой наносим капли жидкого зеленого теста разных оттенков, а палочкой растягиваем эти капли по форме задуманного листочка.
  • На листочек добавляем капельным способом 2-ой, а по желанию и 3-ий оттенок, и стекой прорисовываем, как пером прожилки, смешивая эти оттенки в интересные узор.
  • Рисовать также можно от центра и в центр.

4. Завершающий этап.

  • Для завершения работы подчеркиваем теневую, освещенную сторону цветов.
  • Участники сами могут добавить свои работы разными элементами (бабочка, божья коровка и т.д.).

При высыхании жидкого цветного соленого теста, соль дает очень интересный эффект инея, она кристаллизуется и сверкает.

Работу, нарисованную жидким цветным соленым тестом, можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течение 1-2 суток.  Тесто, которое осталось, плотно закрываем крышками, и храним в прохладном месте (до двух недель).

ИТОГ

Таким образом, арт-терапия:

  • Создает положительный эмоциональный настрой;
  • Позволяет обратиться к внутренним проблемам ребенка, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
  • Развивает чувство внутреннего контроля, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния, способствует творческому самовыражению;

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений!

Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Буду рада, если данная методика поможет вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать их поведение (Раздать брошюры).

Теперь, Уважаемые коллеги прошу оценить мастер-класс, для этого вам необходимо прикрепить к нашему будущему цветку лепестки. А цвет лепестка вы выберете сами.

Красный цвет – Я получил удовольствие от мастер-класса!

Синий цвет – Узнал что-то новое!

Белый цвет – Мне все знакомо!

Спасибо за внимание!

 

Самоанализ мастер-класса для педагогов на тему 

«Арт-терапия,  как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста»

 

Мастер-класс разработан для педагогов МБДОУ с соответствием заявленного опыта работы.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах организации взаимодействия и коррекции агрессивного поведения у детей.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами и методами работы с жидким цветным соленым тестом создания растительных и цветочных элементов при помощи рисования жидким цветным соленым тестом.
  • Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение участниками методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. 3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

При разработке мастер-класса учитывались следующие принципы:

  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
  • принцип психологической комфортности (создание на занятиях благоприятного эмоционального настроя педагогов).

Методы:

  • Словесный (беседа, объяснение, рассуждение);
  • Наглядный (показ, наблюдение);
  • Практический.

Приемы:

  • приемы эмоциональной заинтересованности;
  • вопросы;
  • поощрение.

Структура мастер-класса:

I. Подготовительный этап

  • Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
  • Постановка целей и задач мастер-класса.
  • Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, салфетки, основа).
  • Оформление помещения творческими работами детей.

II. Основной этап

  • Практическая часть, которая включает в себя организацию и проведение мастер – класса (рассказ об особенностях методики и о новых формах работы с жидким цветным соленым тестом, а также коллективная работа  «Цветочная полянка»).
  • Рефлексия для педагогов.

III. Заключительный этап

Продолжительность: 15 минут

Количество участников: 6 педагогов

Оборудование: компьютер, проектор, жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, тонкие палочки,  салфетки, основа, музыкальное сопровождение.

На протяжении всего мастер-класса у педагогов поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности (наглядная, слушание, практическая).

Педагоги сами являлись активными участниками мастер-класса, что позволило сохранить положительный эмоциональный настрой. Цель достигнута, задачи решены.

 Арт-терапия в работе с агрессивными детьми (DOCX, 0.03 Мб.)

 

 

 

Поделиться:

Учисьучись © 2016 г.