Родителям
В целях охраны здоровья населения в нашей стране принят Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Согласно этому закону в России действует календарь профилактических прививок.
Уважаемые родители! Вы должны это знать!
Только профилактические прививки могут защитить Вашего ребенка от таких заболеваний, как полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк, гепатит В, туберкулёз, корь, эпидемический паротит (свинка), краснуха. Чем опасны заболевания, прививки против которых включены в календарь прививок России?
Корь - острое инфекционное вирусное заболевание с высоким уровнем восприимчивости. Корь остаётся одной из основных причин смерти среди детей раннего возраста во всём мире. По оценкам, в 2011 году от кори умерло 158 тысяч человек, большинство из которых дети в возрасте до пяти лет. Наиболее опасные осложнения после кори - энцефалит, стеноз гортани, пневмония.
Полиомиелит (или детский паралич)- острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систем; в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.
Острый гепатит Б - тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит В в 50-90% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем.
Туберкулез- заболевание поражает легкие и бронхи, однако возможно поражение и других органов. При туберкулезе возможно развитие генерализованных форм, в том числе и туберкулезного менингита, устойчивых к противотуберкулезным препаратам.
Коклюш - заболевание дыхательных путей. Опасным является поражение легких, особенно в грудном возрасте. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения или эпилептические приступы.
Дифтерия - острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно - сосудистой и нервной систем, а также местным воспалительным процессом с образованием фибринного налета; возможны такие осложнения как инфекционно - токсический шок, миокардиты, полиневриты, включая поражение черепных и периферических нервов.
Эпидемический паротит – острое инфекционное заболевание, вызывает бесплодие и сахарный диабет.
Краснуха - острое инфекционное заболевание, перенесенное во время беременности у не привитой женщины, приводит к врожденным уродствам плода.
Грипп - острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Распространяется в виде эпидемий и пандемий. Очень часто осложняется пневмонией.
Столбняк - острое инфекционное заболевание с контактным механизмом передачи возбудителя, споры возбудителя находятся в земле. Отсутствие прививки от столбняка может привести к судорогам и смерти даже при незначительной травме.
Только благодаря прививкам человечество ликвидировало натуральную оспу, последнее заболевание которой было зарегистрировано в 1977 году. А ведь ещё за 10 лет до этой даты оспой ежегодно заболевало 10 миллионов человек, из которых умирал 1 миллион человек.
Отечественные вакцины отвечают всем требованиям ВОЗ, по эффективности и реактогенности не отличаются от аналогичных препаратов ведущих зарубежных фирм и защищают от заболеваний до 95% привитых.
Соблюдение приведённого календаря обеспечивает защиту от заболевания в максимально оптимальные сроки, поэтому не следует откладывать начало вакцинации и без основания увеличивать интервалы между прививками.
Уважаемые родители, знайте: прививая ребёнка, Вы защищаете его от инфекционных болезней!
Что рассказать детям о короновирусе (PDF, 0.18 Мб.)
Что нужно знать о коронавирусе (PDF, 0.25 Мб.)
Короновирус - без паники! Справочное руководство. (PDF, 1.69 Мб.)
Моем руки правильно (PDF, 0.11 Мб.)
COVID-2019_ что точно не поможет (PDF, 0.11 Мб.)
Горячие линии для обучающихся, родителей, педагогических работников
Горячая линия Минпросвещения России для учителей и родителей по организации в школах дистанционного обучения в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации работает круглосуточно, телефон: +7 (800) 200-91-85.
В Департаменте общего образования Томской области работают «горячие линии» для родителей (пн-пт, 8:00-20:00)
- Горячая линия для родителей дошкольников и сотрудников дошкольных организаций Томской области: (3822) 512270 , 514961, 515911 .
- Горячая линия для школьников, их родителей и педагогов школ Томской области: (3822) 515308, 514961, 515911.
- Горячая линия для обучающихся организаций дополнительного образования детей, их родителей и педагогов Томской области: (3822) 516659 , 512267.
Муниципальные «горячие линии» для обучающихся, родителей и педагогических работников (пн-пт, 9:00-20:00 )
Александровский район:
· детские сады: 8 (38255) 2-48-55
· школы и дополнительное образование: 8 (38255) 2-69-24
Асиновский район
· детские сады и дополнительное образование: 8 (38241) 2-36-87
· школы: 8 (38241) 2-18-81
Бакчарский район
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (38249) 2-15-60
Верхнекетский район
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (38258) 2-11-73, 8-991-448-49-88 (служебный)
Зырянский район
· детские сады: 8 (38243) 3-81-47 доп. 208
· школы: 8 (38243) 3-81-47 доп. 173, 178
· дополнительное образование: 8 (38243) 3-81-47 доп.173
Каргасокский район
· детские сады и школы: 8 (38253) 2-70-38
· дополнительное образование: 8 (38253) 2-70-37
Кедровый
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (38250) 3-53-36
Кожевниковский район
· детские сады, школы и дополнительное образование:8 (38244) 2-19-63, 2-11-96
Колпашевский район
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8-913-887-16-98 (служебный)
Кривошеинский район
· детские сады и школы: 8 (38251) 2-26-82
· дополнительное образование: 8 (38251) 2-29-46
Молчановский район
· детские сады: 8 (38256) 2-18-95
· школы: 8 (38256) 2-10-27
· дополнительное образование 8 (38256) 2-18-95
Парабельский район
· детские сады: 8 (38252) 2-19-31
· школы: 8 (38252) 2-11-41
· дополнительное образование: 8 (38252) 2-11-63
Первомайский район
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (38245) 2-15-02
Северск
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (3823) 78-17-61
Стрежевой
· детские сады: 8 (38259) 5-57-81, 5-98-26
· школы и дополнительное образование: 8 (38259) 5-98-26, 8-983-341-26-29
Тегульдетский район
· детские сады, школы, дополнительное образования: 8 (38246) 2-10-03
Томск
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (3822) 90- 99-56
Томский район
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (3822) 90-13-12
Чаинский район
· детские сады, школы и дополнительное образование: 8 (38257) 2-11-87, 2-13-94, 2-24-64
Шегарский район
· детские сады и школы: 8 (38247) 2-13-65
· дополнительное образование: 8 (38247) 2-22-06
Уважаемые родители!
У вас уже появился малыш. Он лепечет свои первые слова, делает первые шаги... Или, ваш ребенок школьник, и задает вам свои бесконечные вопросы, на которые обязательно надо ответить.
Воспитание детей - сложный, интересный и, на самом деле, бесконечный процесс.
Вы родители. Радость общения с детьми всегда сопрягается с ответственностью за их воспитание, в конечном итоге, за их жизнь и судьбу. В наши дни многие родители увлекаются интеллектуальным развитием ребенка буквально с пеленок. Развивающие занятия, различные методики, программы, нацеленные на раннее взросление, воспитание вундеркинда... Все хорошо в меру. Современная жизнь действительно востребует грамотных, активных специалистов. Знания, вне всякого сомнения, нужно получать! Но именно родители преподают своим детям Азбуку жизни. Свой первый жизненный опыт ребенок черпает в родительской семье, примеры плохого и хорошего берет тоже оттуда. Это правило не стоит забывать ни на минуту. Качество жизни ребенка зависит от качества ваших взаимоотношений.
Быть хорошим родителем это несложно. Нужно самим быть хорошими людьми. Возможно, представленные советы сориентируют вас на пути доброго и грамотного родительства.
Уполномоченный
по правам ребенка
в Томской области
Л.Е. Эфтимович
Как быть разумными родителями?
Быть хорошим родителем в наше время хочет практически каждый. Как этого добиться? Для этого определим некоторые базовые качества, воспитание которых позволит вашему ребенку быть успешным и достойным человеком в будущем.
Чувство безопасности и доверия к миру.
Родителям важно понимать, что для ребенка становится нормой та модель взаимоотношений, с которой он встречается в кругу близких ему людей. Если на ребенка кричат, его бьют, строго наказывают, если с ним разговаривают, используя нецензурную лексику - он уверен, что это и есть норма, обычные формы общения. Ведь так разговаривают близкие ему люди - мама и папа. И для него в дальнейшем грубость, агрессия станут естественными. И он будет полагать, что все и везде так себя ведут.
Чувство безопасности и доверия к миру формируется только на основе доверия и любви. Ребенок, которого носят на руках, укачивают, поглаживают, которому поют песни, которого обнимают и целуют, имеет нормальное психическое развитие. Он открыт миру и стремится его познать.
Помните, когда ребенок мал, его мир - это вы, его близкие люди.
Для ребенка важен уклад, режим дня.
Именно стабильный режим дает малышу базовое чувство уверенности. Оно основано на предсказуемости мира, в котором он живет. Гости в девять часов вечера - это неудачное событие в размеренной жизни ребенка, особенно, если он чувствителен к присутствию других в доме. Выходные без дневного сна - это тоже очень нехорошо, по сути, срыв, физический и психический. «День сладкоежки» без рационального питания - «бомба» для детского организма.
Дети бывают разными.
Можно выделить три вида детской активности: физическая, познавательная, коммуникативная. Активность напрямую связана с высшей нервной деятельностью, что, в свою очередь, определяет тот или иной тип темперамента. Примите поведение своего малыша, как данность! Это предопределено у него с рождения.
Ребенок может иметь высокую подвижность, высокую переключаемость с одного вида деятельности на другой, хорошую выносливость, но слабую усидчивость. Такой малыш физически активен, чрезвычайно любопытен, он активно знакомится, играет преимущественно в подвижные игры. Такие дети - типичные «самолетики».
И напротив, ваш ребенок может быть медлителен во всех проявлениях, он будет спокоен внешне, ему нужно будет чаще повторять материал для запоминания, скорость письма и счета у него будет невысокой. Все время будет возникать желание его подогнать, доделать... Это - типичные «паровозики». К слову, у «паровозиков» в дальнейшем проявляются более устойчивые результаты их усилий, более прочные и глубокие знания. У «самолётиков» же все быстро схватывается, но порой они поверхностны, не тщательны в работе или учебе.
«Паровозики» и «самолётики» идут разными путями и с разной скоростью к новым знаниям и новым знакомствам. Это важно знать разумным родителям!
Если у ребенка-«паровозика» папа-«самолет», то конфликтных ситуаций трудно избежать. Папа должен грамотно общаться со своим ребенком. Ему необходимо говорить медленнее, простыми словами, подкреплять наглядными примерами, поглаживать ребенка в знак поощрения.
Пожалуйста, помните: физиологические основы неизменяемы. Понимайте своего ребенка, любите его таким, какой он есть.
Внимание к своему ребенку.
Некоторые родители увлечены идеей раннего развития, что само по себе неплохо. Но к выбору развивающих мероприятий нужно подходить очень аккуратно. Например, для малыша от полутора до трех лет крайне тяжело находиться на большом детском мероприятии - таком, как новогоднее или цирковое представление. Обычно, это длительное событие, более часа, а то и более. На маленького ребенка в это время обрушивается огромное количество раздражителей: звук, свет, шум, мелькание людей... Не стоит утомлять ребенка и оставаться с ним в шумном месте в течение всего представления. Малыш не освоит всего смысла происходящего - он еще очень мал, его психика еще не созрела. Эмоциональное перенапряжение может создать дискомфорт: малыш устанет, будет плохо спать, кушать... Будьте внимательны к своему ребенку.
Когда малыш чуть подрастет - настанет пора самостоятельных игр и занятий. Не забывайте о том, что дети не могут самостоятельно контролировать свои желания. «Еще чуть-чуть, и еще, еще!» - ребенку трудно «затормозить» ... Родителям важно научиться договариваться со своими детьми.
Можно бесконечно повторять слово «нельзя»! Но будет ли результат? Гораздо эффективнее переключить внимание ребенка на иное занятие. Заинтересуйте его: «Пойдем посмотрим, что Катя делает. Катя рисует. Давай нарисуем твои ладошки. Хочешь?». Умные родители всегда имеют в запасе множество таких вариантов.
Простое игровое физическое действие поможет вызволить ребенка из интересующей его лужи. Подхватите малыша на руки, покружитесь, издавая соответствующие звуки самолета или вертолета, а затем переместите в другое пространство. Все это действие следует сопровождать соответствующими приговорками: «Вова наш полетел высоко-высоко, как самолет -у-у-у..., наш самолет летит быстро у-у-у-у, высоко, далеко!,,»
Предложите ребенку другой вид деятельности, и он с удовольствием включится в новую игру. Так лужа окажется на время забытой.
Научите самостоятельности.
Это основополагающее человеческое качество. Оно дает опору в жизни. Если с детства развивать у ребенка стремление быть самостоятельным - во взрослой жизни он будет способен принимать решения и брать ответственность за свои слова и поступки.
Как воспитывать самостоятельность? Поощряйте личный выбор ребенка и его инициативу. Во всем. В самом раннем возрасте у малыша должно появиться чувство, что он может на что-то влиять. Можно сформировать очень полезные «взаимосвязи»: «Улыбнись - и тебе улыбнутся в ответ», «давай уберем игрушки в комнате, и мама будет довольна».
Очень важно развивать у малыша навыки самообслуживания - самостоятельно одеваться, раздеваться, кушать. Часто чрезмерно любящие родители или бабушки с дедушками практически насильно удерживают ребенка в его «лялечкиной» стадии, делают из него беспомощное существо. Трехлетнего бутуза кормят из ложки, не дают возможность самостоятельно снять шапочку, варежки, сапожки.
Чем грозит подобная опека? Ребенок вырастет инфантильным, он, безусловно, отстанет в своем психическом, физическом и социальном развитии. Ему будет трудно стать взрослым.
Толерантность, терпимость.
Очень важное качество личности в современном мире.
Мы должны быть терпимее, добрее к окружающим. Категоричность - не самая лучшая воспитательная мера. Давайте вспомним все «страшные» поступки ребенка: разбитая чашка, грязная одежда, порванная книга. Как вы поступаете? Как воспитываете? Можно предположить, есть два варианта.
1. Конструктивный. Вы показываете свое переживание по данному поводу, демонстрируете огорчение (но не горе!), свое недовольство, недоумение. Обсуждаете с ребенком его действия, признаете их ошибочными. (Конечно, это нужно делать только в том случае, если малыш старше двух лет). Но ведь эти ошибки всегда можно исправить! Вот и совершите вместе с ребенком восстановительную работу: склейте порванные странички, постирайте грязную одежду и т.п.
У ребенка возникнет правильное и грамотное отношение к различным жизненным обстоятельствам (в том числе, и неудачным). Он будет позитивен, он найдет решение в любой
ситуации.
2. Деструктивный. Непритязательный детский грех вызывает у вас бурную эмоциональную реакцию, желание физически наказать малыша. Ваши отношения при таком развитии событий будут болезненными. Когда мама сердится - ребенок находится в сложном положении. Он любит маму, он чувствует, что виноват, он тревожится, что мама больше его не любит – ведь он такой плохой... Самая страшная фраза, которую может услышать ребенок: «Я тебя здесь оставлю... Я тебя не хочу... Мне не нужен такой сын...»
Остановите себя, никогда не говорите подобного. Таким образом, вы собственными руками закладываете в фундамент развития своего ребенка низкую самооценку, неверие в себя, жизненный неуспех...
Вряд ли в будущем он сможет быть мудр, терпим к себе и другим, в том числе, и к вам, в вашей недалекой старости.
Будьте умеренны в своих реакциях и суждениях.
Введите в арсенал воспитательных мер свою собственную систему сигналов и приучите ребенка к ним. Это поможет вам регулировать его поведение корректно, не будет вызывать у вашего малыша резкие негативные эмоции. Например, тот факт, что вы называете ребенка его полным именем и определенным, строгим тоном - уже может служить предупредительным сигналом для него: «Мама сердится! Следует остановиться!..»
Родители «растут» вместе с ребенком.
На первом этапе, до трех лет, ребенок нуждается в том, чтобы мы представили ему наш мир. Мы даем ему знания, называем предметы, даем этим предметам значение. Мир, в котором растет малыш, должен быть ему ясен и понятен. И очень позитивен. Правильно называйте вещи, которыми пользуется ребенок. И он не попадет в сложную ситуацию, когда нужно будет попросить «водички», а он сможет только сказать «буль-буль». К тому же, другим взрослым, которые ухаживают за ним в детском саду, будет нелегко понять его, если он захочет, например, пить.
В пять лет ребенку важно знать смысл предметов, явлений, ситуаций. Он уже может наблюдать и анализировать окружающий мир, делать какие-то свои собственные выводы. Ему интересно все. И своими вопросами «почему», «зачем» ребенок побуждает родителей раскрыть ему причины, следствия, суть вещей и явлений.
Не жалейте времени на разговоры с детьми. Ведь то, что не постигнуто - пугает, вводит в заблуждение, искажает.
Родители 10-летних детей уже должны заботиться о том, чтобы вложить незыблемые ценностные установки. Объясните ребенку смысл человеческих отношений. Раскройте ему всю глубину таких важных характеристик, как надежда, любовь, мудрость, справедливость. Дайте понять, как правильно относиться к другим детям и взрослым - с уважением и вниманием. Избегайте в воспитании доминирующего эгоцентризма («мой ребенок - центр всего»). На самом деле, это не так. Жизнь очень быстро расставит все по своим местам. И вот такое эгоистическое начало послужит ребенку плохим подспорьем во взрослой жизни.
Есть еще много других качеств, личностных черт, которые должны воспитать в своих детях умные родители. Попробуйте составить свой список и подобрать к нему ряд разумных подходов. Ведь наверняка у вас уже есть видение своего ребенка в будущем. Какое оно? Думайте. Читайте. Спрашивайте. Сравнивайте.
Воспитание детей - интереснейший, творческий процесс. Пройдет время, и вы наяву увидите плоды своих трудов, результат своих вложений.
Будьте разумными родителями! И у вас вырастут разумные дети.
Рекомендации составлены
по материалам заведующей
кафедрой дошкольного образования
и логопедии
ТГПУ, кандидата психологических наук
Е.Д. Файзуллаевой
Как быть разумными родителями (DOC, 0.82 Мб.)
Консультация для родителей «В царстве упрямства и капризов»
«Дети рождаются, чтобы радостно жить, чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить, чтоб улыбки друг другу дарить и цветы, чтобы исполнились все наши мечты». А всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством — это во многом зависит от нас, взрослых? Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера? Мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.
Капризы (в переводе с французского — прихоть, причуда) — стремление детей добиваться чего-то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент. Обычно капризы беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.
Упрямство — один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников. Любимые слова упрямых — «Я хочу», капризных — «Я не хочу». Упрямец не уступает взрослым, настаивает на своем, а капризуля всегда находится в состоянии «готовности к капризу».
Пик упрямства и капризов приходится на кризисные моменты в жизни ребенка. К 3 годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс — это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделится от матери, научится делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3-х лет называют «Семизвездие симптомов».
Симптомы кризиса 3-х лет.
- Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все).
- Упрямство — ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел.
- Строптивость — капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагают взрослый.
- Своеволие — ребенок все хочет делать сам.
- Бунт против окружающих — ребенок ссориться со всеми, ведет себя агрессивно.
- Обесценивание ребенком личности близких — говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками.
- Стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики.
Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы не верно. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. И все-таки причины капризов и упрямства малыша не столько в особенностях его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему.
Причиной капризов может быть перенасыщение впечатлениями, скажем, после просмотра вечерних передач. Детский ум нельзя перенагружать множеством впечатлений: даже самые приятные, но в большом количестве они не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают родители, желая его порадовать.
Нередко упрямство детей принимают за нервные проявления: капризничая малыш кричит, замахивается кулаками, раскидывает вещи по всему дома, топает ногами, падает на пол. Чтобы убедиться в ошибочности своего предположения, следует показать ребенка врачу. Если ребенок здоров, то задача родителей состоит в том, чтобы проанализировать сложившиеся в семье отношения между ребенком и взрослыми, раскрыть причины «нервных» взрывов малыша. Надо иметь при это ввиду, что бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителя и сочувствующих, поэтому, когда истерика разражается, попытайтесь не обращать на нее внимания, и помогите ее преодолеть. Не сердитесь, не кричите — этим можно заставить ребенка продолжать истерику. Дайте ему возможность успокоится.
Одна из причин непослушания детей — неразумная любовь родителей к ним, вернее, проявление этой любви. Есть и другая крайность, очень нежелательная, — чрезмерная строгость воспитания, которая вызывает у малыша ощущение подавленности.
Преодолеть капризы можно —
- если все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку, т.е. будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя»;
- не пытаться в это время что либо внушать вашему ребенку, ругать в это время нне имеет смысла;
- не стыдить ребенка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно; тем самым добавляя ребенку боль;
- если вы позволяете малышу с помощью истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения;
- когда ребенок успокоится, ласкового поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Икать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.
Знакомство ребенка с объектами неживой природы происходит практически с самого рождения. Снег, вода, песок и другие неживые объекты приводят малышей в неописуемый восторг.
Игры с природными материалами, особенно для детей дошкольного возраста, являются естественным и самым доступным способом обогащения представлений о природе, развития мыслительных операций, свойств внимания. Правильно организовав такие игры для дошкольника, можно ненавязчиво формировать у ребенка знания о качествах и свойствах неживых объектов. Таким образом, создается основа для объяснения ребенку новой для него информации. И это возможно даже без слов и иллюстративного материала.
Игры с пеком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое. Кинестетические ощущения возникают когда мы двигаемся и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
Песок — это один из первых объектов неживой природы, с которым знакомится малыш. Находясь в песочнице, он с радостью «печет куличики», строит мосты и замки. Но, это можно делать только в теплые летние деньки. А как же хочется играть с песком в любом месте и в любое время года. Это совсем не сложно.
Предлагаем развивающие игры с песком для дошкольников, в которые можно играть в домашних условиях. В каком возрасте можно начинать играть с песком детям? Оптимальным возрастом, с которого эффективнее проводить игры с песком, является три года.
Что нужно для игры с песком? В качестве оборудования для игр с песком понадобится: пластмассовая емкость или водонепроницаемый деревянный ящик; песок желтого или светло-коричневого цвета, промытый, просеянный и прокаленный в духовке; лопатки, широкая кисточка, сито, воронки, формочки, миниатюрные игрушки, игрушечная посуда, камешки, веточки, штампы, силуэты.
Воспитатель
Смокотина Н. В.
С наступлением заморозков на водоемах появляется первый лед. Образовавшийся первый ледяной покров очень опасен.
Для того, чтобы не произошло «ледяной» трагедии, необходимо соблюдать правила безопасности вблизи и на водоемах в осенне-зимний период:
— не выходите на тонкий, неокрепший лед;
— не проверяйте на прочность лед ударом ноги;
— случайно попав на тонкий лед, следует немедленно отойти по своему следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
Правила поведения на водоемах в осенне-зимний период:
— с появлением первого ледяного покрова на водоемах запрещается катание на коньках, лыжах и переход, тонкий лед непрочен и не выдерживает тяжести человека;
— переходить по льду нужно по оборудованным переправам, но если их нет, то прежде, чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности;
— прочность льда рекомендуется проверять: если после первого удара лед пробивается и на нем появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам; первые шаги на обратном пути надо делать, не отрывая подошвы от льда, категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги;
— во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения, выбирая безопасные места; лучше всего идти по проложенной тропе, опасно выходить на лёд при оттепели, не следует спускаться на лед в незнакомых местах, особенно с обрывов;
— при движении по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места; следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега — под снегом лед всегда тоньше, чем на открытом месте; особенно осторожным нужно быть в местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где ручьи впадают в водоёмы, выходят родники и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, где ведется заготовка льда и т.п.; безопаснее всего переходить по прозрачному с зеленоватым оттенком льду толщиной не менее семи сантиметров;
— при групповом переходе по льду надо двигаться на расстоянии 5–6 метров друг от друга, внимательно следя за идущим впереди. При перевозке небольших по размерам, но тяжелых грузов, их следует класть на сани или брусья с большой площадью опоры;
— кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток устраивается на водоеме, то катание разрешается, лишь после тщательной проверки прочности льда (толщина льда должна быть не менее 10–12 сантиметров). Массовое катание разрешается при толщине льда не менее 25 сантиметров. Опасно ходить и кататься на льду в ночное время и, особенно в незнакомых местах;
— при переходе водоема на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней. Если приходиться идти по целине, то для обеспечения безопасности крепления лыж следует отстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро освободиться от лыж. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5–6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок по льду определяет его прочность, следит за характером льда;
— во время рыбной ловли не рекомендуется на небольшой площадке пробивать много лунок, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Каждому рыболову необходимо иметь с собой шнур длиной 12–15 метров, на одном конце которого крепится груз весом 400–500 граммов, а на другом — петля;
— в случае провала льда под ногами надо действовать быстро и решительно — широко расставив руки, удержаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а затем, лежа на спине или на груди, продвинуться в сторону, откуда пришел, одновременно призывая на помощь;
С наступлением низких температур повышается риск чрезвычайных ситуаций на водоемах. Испытывать его на прочность первыми будут дети и любители зимней рыбалки. Важно помнить и соблюдать основные правила поведения на водных объектах, ведь выполнение элементарных мер предосторожности — залог вашей безопасности!
Основные правила поведения на льду:
— на тонкий, неокрепший лед выходить ЗАПРЕЩЕНО! Выходить на лед можно только тогда, когда его толщина достигает не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше. Лед, имеющий оттенки серого, матово-белого или желтого цвета является наиболее ненадежным. Такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания;
— ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь). При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара покажется хоть немного воды, это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин;
— при вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5–6 метров);
— замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: необходимо двигаться медленно; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20–25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.
Если вы провалились под лед:
— широко раскиньте руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться с головой. Если возможно, передвиньтесь к тому краю полыньи, где течение не увлечет вас под лед. Старайтесь, не обламывая кромку, без резких движений выбраться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги, широко их расставив. Выбирайтесь из полыньи, перекатываясь, а затем двигайтесь ползком в ту сторону, откуда шли.
При спасании человека, провалившегося под лед, необходимо:
— немедленно крикнуть ему, что идете на помощь;
— приблизиться к полынье ползком, широко раскинув руки;
— подложить под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползти на них;
— к самому краю полыньи подползать нельзя, иначе и сами окажетесь в воде;
— ремни и шарф, любая доска, лыжи, санки помогут вам спасти человека;
— бросать связанные предметы нужно за 3–4 м до пострадавшего;
— действовать решительно и быстро;
— подать пострадавшему подручное средство, вытащить его на лед и ползком двигаться от опасной зоны.
Используемая литература:
[Электронный ресурс] // Режим доступа: primgazeta.ru