Работа с родителями
В начале учебного года педагогом-психологом была проведена первичная диагностика готовности к школе детей подготовительной группы «Сказка». Своей целью диагностика готовности к школе ставит не столько определение «слабых мест» или недостатков в развитии ребенка, сколько выявление готовности ребенка к требованиям учебного процесса. У многих родителей проверка готовности к школе отождествляется с проверкой навыков чтения, счета и общеобразовательных понятий. Однако настоящая подготовленность к школе определяется следующими факторами:
- у ребенка сформирована социальная позиция школьника: он знает, как надо вести себя в учебном заведении, он умеет строить отношения со сверстниками, понимает роль педагога;
- у ребенка есть стремление к учебе, сформирован переход от игры к обучению;
- ребенок умеет управлять своим вниманием и поведением, умеет достигать поставленных целей;
- ребенок мотивационно готов к учебе в школе.
В процессе подготовки к школе родителям важно помнить следующие правила:
- Не нужно ругать ребенка, если у него что-то не получается.
- Не нужно сравнивать успехи ребенка с другими детьми, ведь все люди индивидуальны и усваивают информацию в своем темпе и режиме.
- Обязательно общайтесь с ребенком, старайтесь отвечать на любые его вопросы, делайте что-то вместе – читайте, рисуйте, гуляйте.
- Даже обычную прогулку во дворе можно превратить в познавательный урок – посчитать скамейки, рассказать, как называются деревья, понаблюдать за птицами.
- После просмотра мультфильма или прочтения книги обязательно задавайте ребенку вопросы: что он понял, что заметил, какие выводы сделал. Это разовьет аналитическое мышление, которое так необходимо в обучении.
- Мелкую моторику рук помогут улучшить занятия с пластилином, конструкторы, пазлы, раскраски.
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.
Кризис 6-7 лет
Если вы заметили, что вашему ребенку вдруг надоел детский сад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведет он себя капризно или даже невыносимо – значит, у него начался кризис 6-7 лет.
Этот кризис может начинаться даже в 5-5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу поступления в школу, то он может пройти более сглажено, почти незаметно для окружающих.
Признаки кризиса 6-7-ми лет:
1. Негативное поведение.
Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение ребёнка, он проявляет негативизм, грубит, огрызается, конфликтует, отворачивается от ваших объятий, не отвечает на простой вопрос «Что случилось?».
2. Протесты.
Ребёнок протестует против обычных вещей (чистить зубы, убраться в комнате и т.д.)
3. Паясничание, клоунада.
Специфические для данного кризиса особенности поведения – это нарочитость, искусственность поведения, паясничание, вертлявость, клоунада.
4. Легко увлекается новыми делами.
Ребёнок становится очень подвижен, легко начинает и бросает дела, требует постоянного внимания взрослых.
5. Интерес к общению со взрослыми.
Ребёнок предпочитает общаться со взрослыми и более старшими детьми, игры с младшими детьми ему становятся не интересны.
6. Потеря интереса к игрушкам.
Ребёнку становятся не интересны даже его любимые игрушки. Появляется желание усовершенствовать имеющиеся игрушки, что приводит к их поломке (развинченные машинки, куклы с остриженными и выкрашенными волосами и т.д.)
В чём же причина таких негативных изменений в поведении ребёнка?
Дело в том, что кризис 6-7-ми лет связан с важными переменами в психической жизни малыша. Ребёнку уже не так интересно играть с игрушками, ему становится важнее познавать новое.
Во время кризиса 6-7 лет ребенок плавно переходит от игрушек к полезным занятиям, учёбе. Если говорить психологическим языком, то ребёнок переходит на новый этап психического развития: игровая мотивация в поведении сменяется новым видом – познавательной мотивацией. Ребёнок пытается стать взрослым, но у него это не всегда получается. Отсюда появляется негативизм, конфликтность, трудноуправляемость.
Родителям важно осознавать, что происходит в эмоциональной и психической жизни ребёнка и стараться с пониманием относится к перепадам в его настроении, придерживаться золотой середины в воспитании (не держать в «ежовых рукавицах», но и не потакать любым прихотям), уделять ребенку больше конструктивного внимания, например, пообщаться с ним, вместе поиграть в игру, прогуляться.
«Игра — важный компонент в развитии ребенка»
«Поиграй со мной! » - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным пациентом» или пассажиром, учеником или серым волком.
В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в жизни ребёнка, поэтому является основным видом его деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Потребность в игре сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения в школе.
Однако, игра — это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развить внимание, память, мышление, речь, воображение ребенка, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать свои способности, подчас не подозревая об этом.
Мною была подготовлена консультация с элементами тренинга для родителей, для того чтобы рассказать на сколько разнообразны бывают виды игр и показать на сколько она важна для детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание было уделено дидактическим играм, поскольку она даёт возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей.
В практической части была проведена игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок». Для этого родителям были предложены игрушки, их задача выбрать ту которую до этого выбрал их ребенок. Задача оказалась не из легких, но родители справились с заданием.
И в конце нашей встречи, родители нарисовали любимые игрушки своих детей, в детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома. Полученные работы были показаны детям, и им было предложено угадать где, чья мама или папа потрудились.
Родителям были розданы брошюры с дидактическими играми, которые они могут применить в домашних условиях.
|
Развитие графических навыков и зрительно-моторной координации
Современная школа предъявляет высокие требования к поступающим в первый класс. К сожалению, уровень подготовленности детей не всегда соответствует этим требованиям.
Одной из причин школьной незрелости считается несформированность элементарного графического навыка и низкий уровень развития зрительно-моторной координации, из-за чего на первых этапах обучения дети испытывают затруднения при письме. К сожалению, об этой проблеме большинство родителей узнают только перед школой.
В связи с этим для родителей подготовительной группы была проведена консультация по теме: «Развитие графических навыков и зрительно-моторной координации», где было подробно рассказано, как работать с данной проблемой. Были даны рекомендации по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации в домашних условиях. Для практической работы родителям были подарены тетрадки «Готовимся к письму».
Уважаемые родители, более подробную информацию о консультации по данной теме, вы сможете посмотреть на нашем сайте в разделе педагога-психолога методическая работа.
Каждый год в нашем детском саду проходит неделя самоуправления, где родители могут побывать в роли педагога. И этот год не стал исключением. Специалисты так же проводят свои занятия с родителями. Педагогом-психологом были разработаны коррекционно-развивающие занятия, как индивидуальные, так и групповые.
Индивидуальное занятие включало в себя не только работу педагога-психолога, но и учителя-логопеда. Провела его Костарева Елена Васильевна со своей дочерью Ксюшей. Задания были и на развитие познавательных способностей и на развитие речи. Ксюша находила заданные ей фигуры, раскрашивала их в нужный цвет, делала пальчиковую гимнастику, которая является необходимой для развития мелкой моторики рук. Выполняла артикуляционную гимнастику, называла и находила спрятанные картинки. Учитель-логопед и педагог-психолог показали Елене Васильевне, как в домашних условиях заниматься с ребенком, дали свои рекомендации.
Групповое занятие в средней группе «Дельфинчики» провела Краснова Олеся Владимировна. Дети с восторгом приняли нового воспитателя, они с удовольствием отвечали на вопросы и выполняли все предложенные задания. Изображали ласковые волны, сравнивали себя с цветами и пытались изобразить их на листе бумаги. Занятие прошло в дружеской атмосфере.
Эти занятия запомнились всем: и детям, и родителям, и педагогам. Детям — необычностью, положительными эмоциями от присутствия родителей; родителям — трудностями, с которыми они столкнулись, но и одновременно и положительными эмоциями от совместной работы, педагогам — удовлетворением от понимания того, что они приобрели коллег в лице родителей.
Родители смогли на себе испытать, насколько тяжел, но важен труд педагога. Хочется еще раз выразить благодарность родителям за активную позицию, за возможность увидеть их увлечения и заботу о детях.
«Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему „всем миром“: детский сад, семья, общественность». В.А. Сухомлински
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками» не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Цель данного мероприятия заключается в организации совместной деятельности детей и родителей в детском саду, а именно привлечь внимание родителей к осознанию важности развития мелкой моторики в жизни ребенка, вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.
Ведь семья и детский сад — это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом, они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир.
Для родителей была проведена консультация учителя-логопеда на тему «Развитие мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста», а по окончании проведено мероприятие, которое было посвящено этой очень важной теме. Для этого были подготовлены задания, где дети с родителями делали гимнастику для пальчиков — в сопровождении стишков и потешек. Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков, использование массажных мячиков — отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.
Использование прищепок — это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду, можно приделывать животным ушки, хвостики и лапки. Шнуровка еще один способ развития мелкой моторики, которую использовали при создании лучиков солнца. И, конечно же, игры и танцы, без которых невозможно мероприятие с детьми!
Более подробную информацию о консультации, вы можете прочитать в разделе — Методическая работа «Развитие мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста».
Родители в гостях у детского сада

С 18 по 22 апреля прошла неделя самоуправления в детском саду. Родители смогли побывать в роли педагога-психолога и поближе познакомиться с работой специалиста.
Мероприятия прошли во второй младшей группе «Солнышко», мама Выговская С.А. провела развивающее занятие «Игры с зайчиком», где вместе с главным героем, дети поиграли, познакомились с друзьями зайчика, послушали сказку «Курочка Ряба», а в конце занятия станцевали веселый танец.
Прошло мероприятие в старшей группе «Дельфинчики», мама Вильгельм О.В. провела с детьми занятие «Прогулка в лес» с использованием игрового «набора Фребеля». Но сначала дети вспомнили, кто живет и что растет в лесу, затем создали лес из набора и отправились с корзинками за грибами и ягодами. Все остались довольны от похода в лес.
Занятие в подготовительной группе было направленно на подготовку к школе, так как скоро наши дошколята станут учениками и нужно серьезно к этому подойти. Смирнова Е.А. провела мероприятие на развитие познавательных способностей, где ребятам пришлось постараться. Чертить, писать, обводить и, конечно же, отвечать на сложные вопросы. Но ребята с достоинством выдержали испытание, чем очень порадовали своих педагогов.
Совместная деятельность с детьми, родителями и специалистами

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детским садом, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе?
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, что поможет в дальнейшем развивать способности ребенка, сформировать его ценностные жизненные ориентиры.
Поиск новых форм сотрудничества с родителями детей — является важнейшим направлением обеспечения качества образования дошкольников. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Уже второй год специалисты детского сада проводят совместные мероприятия с родителями и детьми. Нашей главной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс как полноправных субъектов деятельности, направленной на развитие личности ребёнка.
Мероприятия включают в себя разнообразные виды деятельности, это и коррекционно-развивающие упражнения, и упражнения на физическое развитие и конечно консультации учителя-логопеда, с элементами практических упражнений. Чтобы наши встречи проходили интересно и познавательно, мы используем интерактивную доску, для просмотра презентаций или мультфильмов, а также в нашем зале всегда звучат веселые детские песни.
Во время таких встреч родители могут наблюдать за своим ребенком, как он общается с другими детьми, насколько комфортно он себя чувствует, как выполняет предложенные ему задания и просто побыть рядом.
Таким образом, в процессе наших встреч происходит:
установление доверительных отношений между детьми и родителями;
развитие у детей коммуникативных навыков;
формирование уважительных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения;
активизируются и обогащаются воспитательные умения родителей.
Совместная деятельность — это активная совместная работа специалистов, воспитателей и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении и взаимодоверии. Только тесный контакт и сотрудничество даёт положительный результат в обучении и воспитании ребенка.
Мы благодарны родителям, которые посещают данные мероприятия. Лучшим итогом нашей работы, являются счастливые глаза детей и родителей!
Детско-родительское мероприятие «Веселые игры с зайчиком» в средней группе «Солнышко»

В нашем детском саду прошло очередное познавательно-физкультурное мероприятие совместно с детьми, родителями и специалистами. Встречал наших детей и родителей Зайчик, вместе с ним мы прошли полосу препятствий, выполнив такие упражнения как «Альпинисты», «Самолеты», «Качели», сделали совместную музыкальную зарядку. И, конечно же, угостили Зайчика морковкой, сделанной из цветного соленого теста. Поиграли в игру «Лохматый пес» и станцевали веселый танец.
Встреча прошла в атмосфере дружеского общения. Главная наша цель — это формировать у детей и родителей устойчивый интерес к совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.
Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития детей. И, конечно же, такие мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателей, специалистов и родителей.
Мы благодарны родителям, за то, что они посещают наши мероприятия!
6-7 лет - непростой возраст. В это время вдруг снова возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Он как будто вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность, начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.
Кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Что это такое?
Во-первых, если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Ребенок осваивает язык чувств, начинает осознанно пользоваться формулировками «я сердит», «я добрый», «я грущу».
Во-вторых, ребенок идет в школу, осваивает совершенно новый мир, и на смену его старым интересам приходят новые. Основной деятельностью ребенка-дошкольника была игра, а теперь его основной деятельность становится учеба. Это - очень важное внутреннее изменение личности ребенка. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Самым важным для школьника становится его учеба, его успехи и его отметки.
Однако 7 лет - это изменения не только личностно-психологические. Это еще и смена зубов и физическое «вытягивание». Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Все это не только дает ребенку новые возможности, но и ставит перед ним новые задачи, и не все дети справляются с ними одинаково легко.
Основная причина кризиса в том, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше — не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым — ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания. Отсюда и детская ревность: а вдруг родители, оставшись одни, делятся друг с другом самой ценной, секретной информацией? Отсюда и отрицание: неужели это он, почти уже взрослый и самостоятельный, был когда-то маленьким, неумелым, беспомощным? Он что, и, правда, верил в Деда Мороза? Отсюда и вандализм в отношении когда-то любимых игрушек: а что будет, если из трех машин собрать новый суперкар? Станет ли кукла красивей, если ее подстричь?
Не факт, что адаптация к новой жизни готового к школе ребенка пройдет для него гладко. В 6-7 лет ребенок учится самоконтролю, чтобы, как мы, взрослые, уметь дозировать, сдерживать, или выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Когда малыш в полном вагоне громко кричит «хочу писать!» или «какой смешной дядя!» — это мило. А вот взрослого уже не поймут. Вот ребенок и пытается понять: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»? Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то — снова «малыш», импульсивный и нетерпеливый».
Порой у родителей складывается впечатление, что у их 6-7-летнего ребенка подростковый возраст наступил досрочно. Он словно пытается разрушить то, что ему было дорого раньше. Желание яростно отстаивать свою территорию и права, а также негативизм, когда все, что радовало сына или дочь еще совсем недавно, вдруг вызывает презрительную гримасу, — чем не характерные черты тинейджера?
У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать. Это ЕГО мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто «Делай, как сказано!», требуется аргументация, и он будет возражать так же аргументировано!
- Мам, можно на компьютере поиграть?
- Нет. Ты только что мультики смотрел. Ты понимаешь, что компьютер и телевизор вредны для твоих глаз? Ты что хочешь в очках ходить?
- Да, а сама значит можешь целый день сидеть. Твоим глазам значит ничего?!
- Моим ничего. Я взрослая, отстань!
Так разговаривать уже - неправильно. В семь лет ребенок уже способен поймать родителей на несоответствии того, что говорится и того, что делается. Он уже действительно - повзрослел!
Что делать? Радоваться, что ребенок растет и уже повзрослел. И - готовить ребенка к школе. Не занимайтесь кризисом, это задача мутная, а просто готовьте ребенка к школе. Это задача понятная и вам, и ребенку, и решение ее будет решение всех остальных поведенческих моментов.
Большинство родителей, узнав, что их ребенок особый, переживают ужасное потрясение: пытаясь понять, что же это значит для них сейчас и в будущем, они испытывают скорбь, опустошенность, даже отчаяние.
Что бы ни говорили люди, очень трудно принять, что твой ребенок другой, «особенный». Боль останется с вами навсегда, и проблемы никуда не исчезнут, хотя и будут меняться со временем. Однако большинство родителей со временем, так или иначе, находят путь к выживанию и учатся принимать то, что означает этот диагноз для них и их ребенка.
КАК ПРИНЯТЬ СИТУАЦИЮ
Узнать, что твой ребенок не такой, как другие дети, страшно. Такой опыт со временем не забывается, не отходит на задний план. Он остается с вами навсегда, постоянно влияет как на ваше отношение к ребенку, так и на отношения с окружающим миром. Многие признаются, что подобный опыт изменил их взгляды на жизнь: с одной стороны — прибавил горечи и злости, но с другой — научил быть терпимыми к чужой слабости и лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно.
ОТНОШЕНИЯ С ВАШИМ СУПРУГОМ
Рождение ребенка всегда вносит в отношения семейной пары некоторое напряжение: и отец, и мать должны привыкнуть к своим новым ролям и к тому, что образ их семьи теперь разительно изменился. Особенно страдают отцы; тесная эмоциональная и физическая связь, возникающая между матерью и ребенком, часто заставляет их чувствовать себя ненужными.
Мать, в свою очередь, может чувствовать обиду на отца из-за того, что все бремя по уходу за ребенком несет она, а он целыми днями пропадает на работе и считает, что этим и выполняет свои семейные обязанности. Работающему отцу, у которого нет возможности посещать специалистов и видеть ребенка вместе со сверстниками, трудно принять мысль, что его ребенок отстает в развитии. Однако понимание, что твой ребенок—особый, одинаково страшно для матерей и отцов. Подобно молнии, оно освещает супружеские отношения и высвечивает области напряжения и несогласия, которые в нормальных условиях могли бы никогда не выйти на свет.
Стратегии
Прислушивайтесь друг к другу, уважайте мнения и чувства друг друга. Матери порой может казаться, что только она по-настоящему знает ребенка, однако не следует забывать, что и отец играет в жизни ребенка важнейшую и ничем не заменимую роль.
Не торопитесь с заключениями о вашем супруге. Не думайте, что вы способны читать его мысли: всегда спрашивайте его мнение по любому важному для вас обоих вопросу.
Помните, что разные люди справляются с трудностями по-разному. Ваш супруг может не выказывать своих чувств или проявлять их не так, как вы, но это не значит, что он страдает меньше вас.
В споре с супругом не стремитесь «заострять» свои взгляды. Это распространенная психологическая ловушка: в споре трудно удержаться на взвешенных и умеренных позициях. Каждый из спорщиков в стремлении убедить другого все более подчеркивает свою позицию и выпячивает спорные пункты; через некоторое время оба начинают говорить то, чего на самом деле не думают. При зрелом размышлении может выясниться, что в действительности ваши взгляды гораздо ближе друг к другу, чем кажется. Эта проблема часто осложняется тем, что родители не обладают достаточной информацией о состоянии ребенка и его перспективах на будущее. Старайтесь получить как можно больше информации — знание облегчает взаимопонимание.
Помогайте друг другу. Постарайтесь распределить семейные обязанности по справедливости. Конкретные советы здесь давать сложно — все зависит от ситуации в семье и приоритетов.
Будьте готовы радикально изменить свой стиль жизни. Люди часто воображают, что после рождения ребенка смогут быстро и без каких-либо серьезных потерь вернуться к прежней жизни: им мечтается о немедленном возвращении на работу, отпуске в Гималаях и тому подобном. Но в жизни все обычно оказывается гораздо сложнее, тем более, если на руках у вас «проблемный» ребенок. Будьте готовы объективно рассмотреть ситуацию и по-новому оценить свои жизненные приоритеты. Полный рабочий день с длительными поездками на работу и обратно может сильно осложнить жизнь родителя, на котором лежит основной груз заботы о ребенке; поэтому работающему супругу, возможно, придется найти работу, которая позволит ему проводить больше времени дома, с ребенком.
Находите время, чтобы пообщаться без детей. Время от времени стоит оставлять ребенка на попечение няни и куда-нибудь выбираться вдвоем, хотя бы в ближайшее кафе, где можно посидеть часок и спокойно поговорить. Обсудите проблемы вашего ребенка, поговорите о том, как воспринимаете эту ситуацию вы и ваш супруг. Но только о ребенке говорить не следует: чтобы наши отношения оставались прочными и гармоничными, у вас должны быть и другие темы для разговоров.
ОТНОШЕНИЯ С РОДНЫМИ И ДРУЗЬЯМИ
Узнав о том, что их ребенок «не такой, как все», родители, естественно, обращаются к своим родным и друзьям в поисках поддержки и утешения. И нет ничего удивительного в том, что одни люди более сострадательны и более способны оказать помощь, чем другие.
Дедушки и бабушки ребенка принадлежат к старшему поколению; они росли во времена, когда о отношение к особым детям резко отличалось от теперешнего. Достаточно сказать, что 30 лет назад большая часть детей с особыми нуждами считалась необучаемой — одно это показывает, как далеко мы ушли. Поэтому дедушкам и бабушкам, если только прежде им не случалось иметь дело с проблемными детьми, зачастую приходится резко менять свои взгляды.
Их может беспокоить реакция их друзей. Прибавьте к этому, что ваши родители тоже, как и вы, тяжело переживают известие о проблемах внука или внучки и оплакивают свои разбитые мечты. Неудивительно, что порой родители ребенка не только не получают поддержки от своих родителей, но и вынуждены сами ободрять их, утешать и успокаивать.
Некоторые родители отмечают, что их родные всецело сосредотачиваются на «проблеме», при этом словно забывая о самом ребенке. Особенно характерно это для случаев, когда нарушение обнаруживается сразу после рождения. Независимо от диагноза, родители готовы радоваться и удивляться только что появившемуся младенцу; им тяжело слышать постоянные напоминания о трудностях, которые ждут их впереди.
С другой стороны, некоторые дедушки и бабушки отказываются признавать существование проблемы: избегают всяких разговоров об этом, «не замечают» попыток родителей получить помощь. Не стесняйтесь прямо сказать им, что такое отношение вам не по душе.
В обществе людей, на которых обрушилась беда, большинство из нас чувствует себя неуютно. Нам тяжело говорить с ними, мы не понимаем, что тут вообще можно сказать, и обычно предпочитаем молчать. А для тех, кто переживает горе, это тяжелее всего, ведь им-то как раз необходимо поговорить с кем-то!
Если вы не заговариваете о своем ребенке, друзья думают, что вам тяжело об этом говорить, и сами стараются не касаться этой темы. Не скрывайте свои переживания от друзей: они могут стать для вас настоящим спасением.
РЕАКЦИИ ПОСТОРОННИХ
Многим родителям случалось сталкиваться с поистине ужасными реакциями окружающих на внешний вид и поведение их детей.
На подобные реакции каждый отвечает по-своему, в зависимости от обстоятельств, состояния ребенка, собственного характера и настроения. Единого ответа на все случаи жизни не существует. Порой вы чувствуете себя уверенно и готовы смело выступить против человеческой грубости и предрассудков; в другой день, возможно, лучший выход промолчать и быстро уйти, а меткий ответ придумать на досуге и приберечь для следующего раза.
Встречаются неприятные реакции и другого рода: из самых благородных побуждений люди принимаются громко выражать соболезнование или уверять, что ничего «такого» в вашем ребенке не замечают. «Ах, милочка, представляю, как это для вас ужасно!»; «А, по-моему, лицо у него совсем как у нормального!» — эти и подобные замечания, сделанные с самыми лучшими намерениями, могут задеть не меньше, чем грубость или жестокость.
Стратегии
Помните: ваш первейший долг — не воспитывать окружающих, а заботиться о ребенке. Ваша задача — следить за безопасностью ребенка и делать все возможное, чтобы помогать ему жить и развиваться. Если ваш ребенок или ваши действия кого-то не устраивают, это не ваша проблема.
Если кто-то делает вам замечание из-за поведения ребенка, вы можете ответить что-то вроде: «Прошу прощения за поведение (…) — у нее церебральный паралич / аутизм / сердечная недостаточность», а затем быстро уйти.
И для вас, и для ребенка очень важно, чтобы вы вели настолько «нормальную» жизнь, насколько это возможно: гуляли, ходили по магазинам, навещали друзей. Однако важно знать границы ваших возможностей и не преступать их. Нет смысла мучиться только ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Старайтесь делать покупки в магазинах, где имеется специальное оборудование для матерей с детьми, а персонал доброжелателен и всегда готов помочь. В те дни, когда чувствуете себя уязвимой и хотите остаться дома, не заставляйте себя выходить на улицу. Будьте реалистичны.
Не делайте преждевременных заключений о том, как относятся люди к вам и вашему ребенку. Если ваш ребенок привлекает к себе всеобщее внимание, очень легко вообразить, что люди осуждают вас обоих: ребенка за «невоспитанность», а вас за неумение с ним справиться. Однако взгляды посторонних не обязательно выражают неодобрение: это может быть и простое любопытство, и сочувствие, и даже желание помочь.
ДИАГНОЗ
Впервые узнав, что их ребенок особый, родители, как правило, не получают точного диагноза - такого, как диспраксия или церебральный паралич. Чаще они слышат об «отставании в развитии», «несформированности коммуникативных навыков или еще о чем-то столь же неясном и расплывчатом. На то, чтобы получить точный диагноз, требуются месяцы, порой и годы; а некоторым детям его так и не ставят. Диагноз кажется очень важным.
Родителям представляется, что точный диагноз станет «ответом» на их проблемы, сразу объяснит, как обращаться с ребенком и что ждет его в будущем. Часто родителям кажется, что в нарушениях у ребенка каким-то образом виноваты они сами, и они жаждут узнать точную «причину», чтобы отрешиться от навязчивых мыслей о своей возможной вине. Родителей беспокоит, не связано ли состояние ребенка с наследственностью; возможно, от ответа на этот вопрос зависит, будут ли у них другие дети. С другой стороны, пока диагноз не назван, остается надежда, что врачи ошиблись.
Точный диагноз полезен во многих отношениях. После первоначального шока родители учатся жить в новой ситуации. Это очень тяжело; но теперь, когда самое худшее вам известно, вы можете двигаться вперед. Зная диагноз, легче общаться с окружающими. Если вы говорите о «проблемах» ребенка, не называя диагноза, некоторые могут счесть вас невротичкой или безответственной мамашей, стремящейся оправдать невоспитанность ребенка внешними обстоятельствами.
Узнав диагноз, вы можете обратиться в группы поддержки и иные организации, объединяющие родителей детей с таким же диагнозом. Общение с людьми, оказавшимися в такой же ситуации, может предоставить вам поистине бесценную помощь, информацию и новые идеи.
Существует мнение, что наличие точного диагноза помогает получить помощь от медицинских и образовательных учреждений; если это так, очень жаль, что кое-где о детях предпочитают судить не по их нуждам, а по «ярлыкам».
Тем не менее, если вы получили диагноз, внимательно прочитайте все написанное ниже. Если диагноза нет, тоже прочитайте все это и подумайте, стоит ли тратить время, силы и деньги на его выяснение.
Каждый особый ребенок — уникальный индивидуум, и именно так к нему и следует относиться. Думайте не о диагнозе, а о ребенке.
Часто диагноз задает определенный «маршрут», по которому идет воспитание и обучение ребенка. То, что для большинства детей с синдромом Дауна описана определенная схема развития, не означает, что в нее укладывается развитие данного конкретного ребенка с синдромом Дауна. Может оказаться, что стандартный подход вашему ребенку не годится.
Большинство «ярлыков» покрывают собой такой огромный разброс вариантов, что не могут дать вам реального представления о том, что ждет вашего ребенка в будущем. Достаточно назвать такие распространенные диагнозы, как аутизм, синдром Дауна или церебральный паралич. Диагноз может подсказать вам путь к информации, но искать помощи, принимать решения, трудиться и ждать результатов вам по-прежнему придется самим.
Некоторые родители чрезмерно сосредотачиваются на поиске диагноза. Но оттого, что проблемам вашего ребенка дадут точное название, проблемы не исчезнут и сам ребенок не станет другим. В конце концов, диагноз — всего лишь ярлык. Так что лучше посвятить свои силы чему-нибудь другому.
За помощью к психологам частенько обращаются родители дошкольников, которые хотят узнать, готов ли их ребенок к школе. В то же время, множество других родителей не понимают, зачем нужна подобная диагностика, и какой смысл ее проведения, если так или иначе, но в школу ребенку пойти придется!.. В этой статье подробно будет рассказано родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребенку и семье в целом.
Взросление ребенка – процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром «устаревают» и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка.
Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным – не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить.
Однако формирование этих новых умений и навыков происходит весьма неравномерно. И если один ребенок оказывается способным к чему-то уже в 6 лет, то у кого-то подобные навыки формируются только годам к 8. Именно это психологи называют индивидуальными различиями, и именно этот факт стал основанием для появления, так называемого индивидуального подхода в работе с детьми.
Дошкольный период – этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определенных структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует. Так или иначе, но именно в период дошкольного возраста у ребенка постепенно формируются:
- способность ставить себя на место других и воспринимать чужую точку зрения, отличную от своей;
- навыки саморегуляции и самоконтроля (когда ребенок становится способным остановиться, даже если хочется продолжать, потому что этого требует ситуация, правила или взрослые;
- умение удерживать во внимании определенное количество объектов, явлений и сохранять их в памяти (в необходимом для школьного обучения объеме) и многое другое.
Другими словами, приблизительно к 7-ми годам у детей появляется тот набор навыков, которые необходимы им для обучения в школе и именно поэтому этот возраст называют «идеальным» для начала обучения.
Однако, как уже было отмечено выше, большинство не означает все. И есть дети, у которых ряд необходимых для обучения в школе навыков развивается медленнее и сложнее, чем у их сверстников. Из-за этого, в момент вступления в новую социальную ситуацию – школу, они оказываются неспособными с той же легкостью осваивать знания, как их сверстники.
Сталкиваются с трудностями в освоении материала, социализацией в группе, но главное – с контролем собственного поведения. Очень скоро такие дети начинают выделяться из числа одноклассников, завоевываю репутацию «аутсайдеров», и смиряются с тем, что они хуже остальных, то есть – перестают прикладывать хоть какие-то усилия, чтобы исправиться.
Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы. Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок! Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто.
А вот проведение диагностики готовности ребенка к школе помогает предупредить эти проблемы и трудности, и если есть необходимость, оказать своевременную помощь.
Диагностику готовности к школе рекомендовано проводить в 6 лет, когда до начала обучения остается примерно год. Почему? Потому что выявляемые в рамках нее трудности и проблемы, зачастую, поддаются коррекции. И у ребенка в запасе перед школой остается целый год, чтобы подтянуть то, чего не хватает и освоить то, что еще не освоено.
Хочется сразу же подчеркнуть: речь не идет о знаниях и умениях как таковых (например, знание алфавита или умение читать). Этому как раз ребенка научат в школе! Но для того чтобы обучение это стало возможным, ребенку необходимо уметь контролировать свое поведение, обладать достаточным объемом памяти и внимания, уметь это внимание концентрировать и удерживать, а еще – просто-напросто уметь общаться с другими детьми, которые будут его на протяжении школы окружать.
И, к сожалению, развитие и формирование перечисленных навыков действительно иногда требует сопровождения. Это может быть связано с особенностями организации мозга (например, у левшей такое развитие происходит труднее, чем у правшей, и особенно трудно, если левшей в правшей переучивают) или нервной системы (например, если у ребенка стоит диагноз «гиперактивность», концентрация внимания для него априори затруднена). Это может быть связано с характерологическими особенностями или семейной ситуацией. Но, так или иначе, оставаясь без помощи, такие дети оказываются заложниками ситуации и обречены на возникновение проблем и трудностей в школе.
А вот раннее выявление таких трудностей помогает использовать оставшееся до школы время «с толком» - помочь ребенку пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо – то отложить на год поступление ребенка в школу, чтобы еще один год использовать для необходимой подготовки.
Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребенка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить ее от разнообразных кризисов, со школой связанных.
Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
За помощью к психологам частенько обращаются родители дошкольников, которые хотят узнать, готов ли их ребенок к школе. В то же время, множество других родителей не понимают, зачем нужна подобная диагностика, и какой смысл ее проведения, если так или иначе, но в школу ребенку пойти придется!..
Приблизительно к 7-ми годам у детей появляется тот набор навыков, которые необходимы им для обучения в школе и именно поэтому этот возраст называют «идеальным» для начала обучения.
И есть дети, у которых ряд необходимых для обучения в школе навыков развивается медленнее и сложнее, чем у их сверстников. Из-за этого, в момент вступления в новую социальную ситуацию – школу, они оказываются неспособными с той же легкостью осваивать знания, как их сверстники.
Сталкиваются с трудностями в освоении материала, социализацией в группе, но главное – с контролем собственного поведения. Очень скоро такие дети начинают выделяться из числа одноклассников.
А вот проведение диагностики готовности ребенка к школе помогает предупредить эти проблемы и трудности, и если есть необходимость, оказать своевременную помощь.
Диагностику готовности к школе рекомендовано проводить в 6 лет, когда до начала обучения остается примерно год. Почему? Потому что выявляемые в рамках нее трудности и проблемы, зачастую, поддаются коррекции. И у ребенка в запасе перед школой остается целый год, чтобы подтянуть то, чего не хватает и освоить то, что еще не освоено.
Хочется сразу же подчеркнуть: речь не идет о знаниях и умениях как таковых (например, знание алфавита или умение читать). Этому как раз ребенка научат в школе! Но для того чтобы обучение это стало возможным, ребенку необходимо уметь контролировать свое поведение, обладать достаточным объемом памяти и внимания, уметь это внимание концентрировать и удерживать, а еще – просто-напросто уметь общаться с другими детьми, которые будут его на протяжении школы окружать.
А вот раннее выявление таких трудностей помогает использовать оставшееся до школы время «с толком» - помочь ребенку пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо – то отложить на год поступление ребенка в школу, чтобы еще один год использовать для необходимой подготовки.
Большинство малышей испытывают стресс, впервые попадая в детский сад.
К счастью, специальные методики адаптации через сказки, позволяют избавить ребёнка от страхов и опасений. Страх остаться без мамы; страх, что она не вернётся; боязнь чужих взрослых; проблемы в общении с детьми; конфликтные ситуации — всё это, несомненно, бьёт по нервной системе крохи, который только-только пошёл в детский сад.
Чтобы сгладить стресс, избавить ребёнка от страхов и настроить на позитивный лад, стоит заранее заняться вопросом адаптации к саду. Общения со сверстниками в кружках и на площадке, прогулок и занятий с няней и бабушкой в отсутствие мамы не хватит для того, чтобы подготовить карапуза к походу в детский сад.
Помогут специальные методики, разработанные опытными психологами и педагогами. Одна из самых доступных — сказкотерапия — позволяет обсудить волнующие малыша вопросы о детском садике в весёлой, игровой форме. Существуют особые адаптационные сказки, написанные специально для того, чтобы проработать все страхи и волнения ребёнка.
5 правил сказкотерапии:
- Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.
- Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.
- Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.
- Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал.
- Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.
Сказка 1. Знакомство с детским садом.
Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слонёнок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть, и вот этот день настал.
Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одёжку и повезла на машине в детский сад. В детском саду его встретила тётя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет складывать свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников: они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашёл занятие — он увидел дудку, взял её и стал гудеть. А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом.
После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошёл другой слонёнок, и они познакомились и подружились. Слонёнка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело провели время. Тоша даже не заметил, как пришла мама.
Сказка 2. Если ребёнок не хочет идти в сад.
— Мама, ну мама!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну, давай! — Хорошо, — ответила мама. И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.
— Алла, Алла, привет! — донеслось откуда-то сбоку. Девочка огляделась и увидела Инну. — А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна.
— Мы, все ребята, так тебя ждём! А ещё у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже всё обыскали, нигде их нет!
— Как пропали? — всполошилась Алла.
— Где же они могут быть?
— Не знаю, — грустно ответила Инна.
— Ну, так что? Ты завтра придёшь?
— Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка.
На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести её в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже…
— Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла. Но они так и не появились. Вечером мама пришла в детский сад, забирать дочку домой. Аллочка оделась, и они пошли. Идут через парк, дождик моросит. Вдруг Алла видит, что её любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.
— Мама, смотри! — воскликнула девочка.
— Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести. Мама дала дочке большой пакет, и девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.
— Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принёс?
— Привет, Алла! — обрадовались игрушки.
— Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты всё к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.
— Вот оно что! — засмеялась девочка.
— А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить! А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им Дед Мороз дарил подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков, и многое-многое другое. Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала: «А в садике хорошо!» И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.
Сказка 3. Если ребёнок боится, что мама его не заберёт.
Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберёт вечером из детского сада. Он всё время спрашивал: «Мама, а ты вечером меня заберешь?»
— «Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы». Но Зайка всё никак не мог в это поверить и спрашивал всё снова и снова. Случайно этот разговор услышал Слонёнок. Он ходил в ту же группу, что и Зайка, и спросил у Зайки на прогулке: — Зайка, неужели ты боишься, что мама тебя не заберёт домой?
— Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня, — ответил Зайка. На это Слоненок сказал:
— Ты чего, Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки. Зайка спросил:
— Совсем-совсем пустой? Слонёнок ответил:
— Совсем - совсем. Детки только утром приходят в садик. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой. Когда вечером зверята поужинали, Слонёнок и Зайка стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львёнка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слонёнку и Зайчонку не удалось посмотреть, так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайке так понравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.
Сказка 4. Если ребёнок не хочет спать в детском саду.
Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки, и кроватки их грели.
Малышам было в кроватках хорошо, тепло, и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребёночка, и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка, которую положили именно в эту кроватку.
Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила, кроватка старалась скорее согреть её и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку, она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать, и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. И наша кроватка тоже. И у тебя в садике тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней.
Сказка 5. Если ребёнок грустит в детском саду.
Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.
На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, ела кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками. Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе.
Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали. И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работу, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.
Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:
— Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь! Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть. С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка, и никогда в садике больше не грустит.
Здоровый образ жизни начинает формироваться уже в детском саду. Тесное сотрудничество детского сада и семьи, а именно – объединение общих целей, интересов и деятельности необходимо в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Эффективными формами взаимодействия с родителями зарекомендовали досуги в спортивном зале с участием детей и родителей.
Совместные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Такая форма организации общения помогает устанавливать теплые неформальные отношения между специалистами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Новый учебный год начался с работы с подготовительными группами «Солнышко» и «Колокольчики», для них было подготовлено мероприятие «В гостях у сказки». Ребята и их родители поделились на две команды, они отгадывали загадки, ответом которых являлись названия эстафет. «Курочка Ряба» переносили яичко в ложке, «Репка» все герои сказки тянули репку, «Баба Яга» кто быстрее пробежит на метле, «Цветик семицветик» собирали лепестки цветочка и так далее.
И побеждала каждый раз, конечно же, дружба!
Спасибо родителям за участие в таких мероприятиях.
Если ребенок дерется
Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.
Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.
Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.
Как предотвратить проблему
Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии — не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п. Сделайте дома подобие боксерской груши.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы; не ставить подножку, не бить ногами и т. п.
Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»
Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Если ребенок слишком много капризничает и плачет
Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники.
Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.
Как предотвратить проблему
Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает исподтишка.
Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.
Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с малышом: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате?».
Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слезы, но скажите: «Объясни мне, в чем дело, и я буду знать, как тебе помочь». Когда вы заметите, что ребенок спокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда не плачешь».
Как только ребенок начинает говорить «капризным» тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы могла понять, в чем дело».
Объясните ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.
Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы убедиться, что его поведение не связано с определенным временем, или определенными людьми. Например, малыш может станс виться плаксивым перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и немного измените время сна и еды.
«И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка и произвести на него воспитательный эффект. Через сказку легче объяснить что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми.
В нашей совместной работе с детьми и родителями, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Сказка колобок, одна из любимых сказок детей, и проигрывая, ее мы использовали интересный прием, главными героями были сами родители. Надев маску, они перевоплощались в зайчика, волка, медведя и хитрую лису. Они играли, танцевали, и выполняла различные задания с детьми. А сколько восторга было у детей, когда они увидели своих родителей в не привычной для них роли, это не передать словами.
Родители были замечательными актерами, спасибо им за это!!!!