Работа с детьми
Адаптация к детскому саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: другое помещение, распорядок дня, воспитатели, другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкнуть. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу, играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут расстаться с мамой. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка. Педагоги детского сада делают все возможное для успешной и легкой адаптации детей.
Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку на детский сад. Детям, которые тяжело привыкают к садику, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию, найти выход из нее и стать более уверенными в себе. Поэтому в октябре, в группе раннего возраста «Чебурашка», педагогом-психологом Белоусовой Е.А. проводились мероприятия с элементами сказкотерапии, направленные на успешную адаптацию малышей к детскому саду, в которых дети принимали участие с интересом и удовольствием.
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.
С 2022 учебного года и по настоящее время педагогом-психологом Белоусовой Е.А. проводятся занятия для детей группы «Сказка» на развитие социально-эмоционального уровня детей. Социально-эмоциональное развитие можно назвать по-научному развитием эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Поэтому развитие эмоционального интеллекта, или социально-эмоциональное развитие, помогает нашим детям таким образом:
- повышает коммуникативные навыки (умение общаться),
- позволяет контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них,
- учит разбираться в людях, распознавать их качества,
- повышает продуктивность в учебе, помогает устанавливать контакт с педагогом,
- укрепляет уверенность ребенка в себе и своих силах,
- позволяет оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.
Темой одного из занятий декабря стало «Я доверяю своим ощущениям». Ребята знакомились с органами чувств, учились описывать свои ощущения и связанные с ними эмоции, развивали эмоциональную выразительность и учились определять причины эмоций. Занятие получилось ярким, интересным и необычным, детям понравилось!
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.
22 февраля для ребят группы «Росточек» прошло занятие, посвященное гендерному воспитанию, «Мальчики и девочки». Вместе с гостями - куклами Петей и Машей, дети с нескрываемым интересом поразмышляли на тему, чем отличаются мальчики и девочки, в какие игры они любят играть, а также какие профессии выбирают, когда вырастают большими.
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и личностных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей.
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.
Социально – эмоциональное развитие детей в рамках федерального проекта по развитию личностного потенциала при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"
Социально – эмоциональное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
В подготовительной группе «Сказка» завершился цикл занятий педагога-психолога Белоусовой Е.А. по социально-эмоциональному развитию детей в рамках федерального проекта по развитию личностного потенциала при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее". Дети учились: распознавать, словесно обозначать и проживать свои эмоции и чувства; развивали способность к эмпатии, сопереживанию; учились установлению связи между событием и эмоцией; развивали творческие способности и воображение в процессе игрового общения. А так же занятия по социально-эмоциональному развитию способствовали: самопознанию ребенка, помогали ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; формировали у детей положительное отношение к своему «я» и к своим сверстникам; обучали детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств; помогали корректировке у детей нежелательного поведения, и многое, многое другое.
Детский психолог Роберт Кайл очень точно подметил: "Чем больше мы сейчас вложим интересов и увлечений в ребенка, научим без агрессии решать конфликты, делиться своими чувствами и переживаниями, тем больше адекватных взрослых людей мы получим―любящих, чутких, сопереживающих, склонных к прекрасному и понимающих искусство, тем дальше от своих животных предков мы уведем свою человеческую природу и больше сознательного, человеческого, доброго и светлого нам достанется в обществе друг от друга, от наших детей и внуков и они будут счастливы, умея нести добро окружающим и радуясь этому".
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка
Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой.
Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.
На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
До него дотрагиваешься — он «движется», «оживает». С этим песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми. Кинетический песок — сказочный материал для работы с ребенком.
В своей работе я тоже использую этот замечательный песок, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. Работая с детьми подготовительной группы, кинетический песок, помогает сделать занятие интересным, насыщенным и увлекательным, дети с большим удовольствием занимаются. В процессе работы с таким песком у детей развиваются:
- творческие и когнитивные навыки;
- моторика рук и воображение;
- тактильная чувствительность;
- творческое воображение;
- элементарные навыки общения;
- идеально подходит и используется в методике песочной терапии, сказкотерапии и релаксации, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания;
- шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты и знания.
Неделя психологии «Вместе весело шагать»

Второй год в детском саду я провожу неделю психологии, которая была посвящена актуальной теме «Дружба».
Для родителей были подготовлены задания:
— «Письмо любви», где родителям необходимо было написать письмо своему ребенку втайне от него и отдать воспитателям.Зачитывали письма воспитатели в группе.
— «Мой малыш в лучах солнца» родители должны были красочно оформить солнышко, в середине разместить фото ребенка, а на лучиках написать семейные прозвища или ласковые производные имени ребенка. А бабочку (божью коровку) посадить на тот лучик, где написана та форма имени, которая больше всего нравиться ребенку.
Для детей:
Во всех группах были проведены занятия. Задачи занятий:
1. Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
2. Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг
3. Учить простым способом выхода из конфликта.
4. Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
5. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.
6. Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте.
На все группы были подготовлены сказки и мультики на тему «Дружба», которые они могли посмотреть или почитать в свободное время.
Дети старшего возраста приготовили ответ своим родителям в виде плакатов с пожеланиями.
Для педагогов:
Была проведена игра «Тайный друг», где весь коллектив детского сада мог тайно написать пожелания своим коллегам.
А также был проведен психологический тренинг для педагогов «Я познаю себя», целью которого являлосьсплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Хочется отметить, что проведение недели психологии способствует созданию позитивного эмоционального настроя детей, родителей и педагогов, дает возможность раскрытию внутреннего потенциала, сплачивает педагогический коллектив. Радует, что с каждым годом возрастает интерес к психологической науке как одной из самых важных наук о человеческой душе.
Огромное спасибо за участие и сотрудничество!
«Путешествие в лесную школу»
В нашем детском саду прошла работа на тему «Устное народное творчество в развитии у детей дошкольного возраста образной речи».
Работа педагога-психолога заключалась в использовании элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми.
Что же это такое сказкотерапия?
Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказы о ситуациях, в которые часто попадают дети, в них описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Дети подготовительной группы готовятся перейти во взрослую жизнь — это поступление в школу. Многие из нихв этот момент испытывают страх, неуверенность, тревожность. Моя задача, как педагога-психолога помочь им справиться с этими переживаниями и в этом мне помогают сказки М. А. Панфиловой, которые ориентированы на проблему адаптации дошкольников к школе.
Дети совместно с родителями, ответственно подошли к подготовке кукольного спектакля «Путешествие в лесную школу». И с большим нетерпением ждали этого показа. В результате проделанной работы была создана выставка работ на тему «Лесная школа» и «Букет для учителя», изготовлены фигурки животных из соленого теста.
Встреча с учениками

19 мая согласно плану преемственности дошкольного и школьного обучения, прошло мероприятие совместно с учениками «МБОУ Каргасокской общеобразовательной школы № 2» и «МБОУ Каргасокской общеобразовательной СОШ — интернат 1». Ребята рассказали о правилах поведения в школе, показали школьные принадлежности, с удовольствием делились своим опытом и впечатлениями. Совместно были нарисованы сюжеты о школьной жизни. Ученики с удовольствием играли в совместные игры с подготовительной группой. Был создан коллаж на котором ребята находили своих педагогов и родителей в школьном возрасте. В заключении прошло чаепитие!
Мыльные пузыри
«Я пускаю пузыри,
Мама, мама, посмотри.
Как красивы — посмотри! —
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят,
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари,
Эти чудо-пузыри!»
Основной вид деятельности ребенка — игра. Развивающие игры помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.
Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Для детей первой младшей группы было проведено мероприятие, которое включило в себя игры направленные на снижение эмоционального напряжения, на развитие мелкой моторики, внимания, речи и воображения. А чтобы мероприятие для детей было интересным, главными героями стали — мыльные пузыри, которые всегда так любимы детьми всех возрастов.
Детям раннего возраста не хватает тактильного контакта, поэтому в данном мероприятии были использованы такие игры и упражнения, которые дают возможность тактильно контактировать: «Лучики солнца», «Теплые ладошки».
Важную роль играют упражнения на развитие самоконтроля, когда нужно сдерживать свои порывы (рассматривание пузырей, в то время их выдувают), соблюдать очередность.
Использование подвижных игр позволяет детям вдоволь повеселиться и снять мышечное напряжение: «Надувайся пузырь», «Пузыри, не разлетайтесь, в баночку собирайтесь»
По окончании мероприятия учитель-логопед провел консультацию для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика», где было рассказано и показано, как необходимо в домашних условиях развивать речь ребенка дошкольного возраста.
Детский сад — новый период в жизни ребёнка

Раннее детство — период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.
Конечно, родители, больше, чем кто-либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления. И ребенок идет в детский сад.
Чтобы ребенку было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее.
На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом. Так же в организацию адаптационного периода включаются элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра.
В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Проявляющееся в этом возрасте у детей эмоциональное заражение, с помощью игр позволяет быстро переключить внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой в группе на весь день.
От того, как пройдет период адаптации, будет зависеть дальнейшее желание ребенка посещать детский сад.
Мероприятие с использованием информационно-коммуникативных технологий
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...». (К.Д. Ушинский)
Информационно-коммуникативные технологии(ИКТ) — это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Средствами ИКТ являются: компьютер, принтер, проектор, интерактивная доска и т.д.
Использование средств ИКТ — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.
Занятие с использованием ИКТ — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и позволяет ребенку работать в своем темпе. Использование компьютера и проектора на занятиях становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу.
На своих занятиях я, как педагог-психолог также стремлюсь использовать новые технологии, которые позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Занятия проводятся преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, а также для поддерживания мотивации и интереса в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы образовательной деятельности.
Неделя психологии «Вместе весело шагать»
Неделя психологии в МБДОУ прошла с 7 по 11 декабря 2015 г. В первый день недели для родителей и педагогов был подготовлен «Забор психологической разгрузки», где все желающие могли оставить пожелания, предложения и просто высказать свое мнение о работе детского сада.
Для детей всех групп прошли веселые мероприятия под девизом «Вместе весело шагать!»
Дети младшего возраста отправились на день рождение к колобку, по дороге встретили лесных жителей и вместе с ними изготавливали подарки для Колобка. Собрали сочную морковку и изготавливали красивый букет. В благодарность Колобок показал детям кукольный театр «Колобок».
Дети среднего возраста вместе с клоуном Томом помогли Ириске поднять настроение, рисуя для нее солнышко. Не обошлось без игр, танцев и веселья!
С ребятами старшего возраста была проведена беседа «Что такое Добро». Мы вспомнили, что такое Добро, где оно находится, чем пахнет и, конечно же, повторили все добрые слова, а плохие слова, порвали и выбросили в мешок. По итогу были написаны «Добрые письма» друг другу и своим педагогам.
Один из дней недели психологии был посвящен комплиментам. Каждый сотрудник, придя утром на работу, обнаружил на двери своего кабинета или рабочего места приятные слова, связанные с его профессиональной деятельностью. Комплименты были и от родителей и от коллег. Педагоги в свою очередь отблагодарили родителей ответными комплиментами.
Не обошлось и без совместного творчества педагогов и детей, была подготовлена выставка работ «Наши ручки», где дети смогли раскрасить яркими цветами свои ладошки и с помощью педагогов превратить их в смешное солнышко!
Родителям были предложены информационные листовки на тему «Тайные мечты каждого ребенка». Поместив такую листовку на видное место, каждый родитель будет знать секреты любви и взаимопонимания.
Для педагогов был проведен тренинг «Команда, как залог успешности в работе». Для педагогов была поставлена цель построение арки с помощью только бумаги и скотча, главное условие конструкция должна быть устойчивой и под ней должен пройти человек в полный рост. Здесь педагогам пришлось объединиться и сработать, как единая команда. Также педагогам было предложено заполнить анкету «Микроклимат в педагогическом коллективе» по итогам данной анкеты можно сказать, что в коллективе присутствует атмосфера доброжелательности и сотрудничества.
Итогом недели психологии стал коллаж «Наш коллектив», где педагоги, используя различные картинки и вырезанные фразы, изобразили коллектив, в котором они работают.
Хочется отметить, что проведение недели психологии способствует созданию позитивного эмоционального настроя детей, родителей и педагогов, дает возможность раскрытию внутреннего потенциала, сплачивает педагогический коллектив. Радует, что с каждым годом возрастает интерес к психологической науке как одной из самых важных наук о человеческой душе.
Огромное спасибо за участие и сотрудничество!
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему: «В мире животных»
Актуальность
Фридрих Фрёбель (1782-1852) — немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Он считал, что каждый ребенок — это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей и верил, что игровые материалы — важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей.
В системе Фрёбеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов.
Педагогические принципы Фридриха Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметно-пространственной среды и предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Работа с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Данный набор является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» — это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Цель — развивать воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач.
Задачи:
- Формирование представлений о разнообразии мира природы;
- Развитие самостоятельной творческой деятельности;
- Развитие творческого мышления и воображения;
- Развитие взаимодействия со сверстниками.
При разработке занятия учитывались следующие принципы:
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность воспитательно-образовательного процесса);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип психологической комфортности (создание на занятиях благоприятного эмоционального настроя ребенка).
Методы:
- Словесный (беседа, объяснение, рассуждение);
- Наглядный (показ, наблюдение);
- Практический.
Приемы:
- приемы эмоциональной заинтересованности;
- игровой прием;
- вопросы;
- поощрение.
Занятие проводится с опорой на методическое пособие по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля», в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Участники: подгруппа детей старшего дошкольного возраста, в возрасте 5-6 лет.
Форма работы: совместная деятельность детей с педагогом-психологом.
Время проведения: продолжительность занятия — 25 мин.
Оборудование: Модули игрового набора «Дары Фребеля» № 1, 7, 8, 9, 10, проектор с изображением животных, музыка (звуки природы).
Предварительная работа:
- Ознакомления с игровым набором «Дары Фребеля».
- Проведение развлечения в старшей группе посвященное Дню животных.
Общее содержание
Дети проходят в кабинет педагога-психолога, садятся на стульчики расставленные полукругом
1. Упражнение «На какое животное я похож»
Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников в работу.
Педагог-психолог. Ребята, я рада вас видеть. Для начала, я предлагаю вам по очереди назвать животное, которое вам больше всего нравиться и сказать почему. Я начну первая, мне очень нравиться животное тигр, он очень красивый, большой и сильный. А помогать нам будет мячик (модуль № 1 из игрового набора «Дары Фребеля»), который вы будите передавать по очереди. Ответы детей
2. Упражнение «Загадки»
Педагог-психолог. Молодцы, а теперь я хочу загадать вам загадки про животных
v Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко. (Жираф)
v Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (Ёж)
v Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)
v Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? (Белка)
v Идёт, идёт, бородой трясёт, Травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е». (Коза)
v Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
v Кто осенью холодной Ходит хмурый и голодный? (Волк)
v Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
v В зоопарке, Верь, не верь, Проживает Чудо-зверь. У него рука — во лбу Так похожа на трубу! (Слон)
v Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)
Физминутка
Педагог-психолог. Нам нужно немного отдохнуть, вставайте в круг и повторяйте за мной:
У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, Ну, а если надоест, То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес.
3. Упражнение «Зоопарк»
Педагог-психолог. Вы отгадали все загадки, отдохнули, а теперь я предлагаю вам сесть за столы.
Дети рассаживаются
Педагог-психолог. Посмотрите на экран, каких животных вы видите?
Ответы детей
Педагог-психолог. Вы должны сделать своих зверей с опорой на эти картинки, используя игровой набор Фребеля. И у нас получится свой Зоопарк. А теперь приступайте к заданию.
Дети изготавливают зоопарк, педагог-психолог помогает, если у кого, либо возникают трудности, звучит музыка (звуки природы)
Педагог-психолог. Посмотрите, какой замечательный у нас получился Зоопарк, давайте придумаем ему название и перечислим всех зверей, которые поселились в нем.
Дети называют варианты названия зоопарка и перечисляют всех его жителей
Педагог-психолог. На этом наше занятие подошло к концу, давайте приведем наши рабочие места в порядок.
Используемая литература:
- Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В.Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. Рекомендации. Под. Общ. Ред. В.В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.
2. Нифонтова О.В.Учим детей разрешать конфликт. — М.:ТЦ Сфера, 2011.
3. http://uti-puti.com.ua «Детские загадки про зверей»
Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе «Дельфинчики»

Период дошкольного детства является самым главным для формирования необходимых психических функций. Для педагога-психолога, работающего с детьми 6-7 лет актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.
Учитывая эти факты, педагогом-психологом в течение всего учебного года проводятся коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе, по программе Ю.В. Останковой.
Цель занятий формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие познавательных психических процессов, задания на развитие мелкой моторики, на развитие зрительно-моторной координации. Занятия на дыхательно-координационные упражнения, упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления.
Коррекционно-развивающие занятия в средней группе «Солнышко»

В своей работе с детьми среднего возраста, я часто применяю сказкотерапию, как метод психологической коррекции. Ведь сказка — это замечательное средство для развития ребенка, она помогает развить речь и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться, сказка учит добру и справедливости, а так же побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»).
Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка — трусишка, лисичка — сестричка, волчок — серый бочок.
По окончании прослушивания сказки у нас начинается творческая работа, мы раскрашиваем героев сказки. Выбирая цвет тому или иному герою дети вспоминают образы героев сказки, закрепляют знания о цвете, развивают память, а я как педагог-психолог могу отследить настроение и самочувствие каждого ребенка.
Неделя психологии в этом году была посвящена работе с песком. Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что мы можем создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, мы достигаем состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
В работе с детьми, вместо песка была использована манка. Почему манка? Да потому что ее свойства во многом совпадают со свойствами песка. И называется это терапевтическая работа с манкой.
Польза работы с манкой очень велика, это и безопасность (манную крупу можно брать в рот без вреда для здоровья), доступность (манку можно приобрести в любое время года в любом магазине), экономичность (дешёвая крупа в сравнении с другими) и, конечно же, огромный терапевтический эффект. Поработав с таким материалом, как манка дети получили большое удовольствие.
Для педагогов был проведен тренинг «Тропинка к психологическому комфорту». Цель, которого заключается в создании комфортного психологического климата в коллективе, а так же в снятии эмоционального напряжения. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Для родителей дети вместе с воспитателями придумывали комплименты (приятные слова, высказывания, фразы) и написали их на бумажках, свернули и положили в красивую коробочку, в конце дня родители доставали бумажки и читали комплименты, которые им достались.
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры».
Рисование – это еще и творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Именно поэтому в своей работе я использую метод арт-терапии. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
В работе с детьми я использую следующие арт-терапевтические техники:
- Нетрадиционные техники рисования, являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать с помощью ватных палочек замечательные цветы, например одуванчики, а с помощью губки или ваты без особого труда закрасить фон. Ладошка может превратиться в любого животного, например в голубого слоника, а серая клякса может стать деревом.
- Техника «мандала» (рисование в круге), способствует снятию мышечного напряжения, развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность, развивает абстрактное мышление и креативность.
- Работа с соленым тестом, мука, соль и вода – это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья ребенка. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки. При работе с данным материалом у детей повышается сенсорная чувствительность, развивается мелкая моторика. Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, экспериментировать с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами.
- Техника аппликация, создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Таким образом, работа с различными материалами, в различных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление и творческие способности.
Процесс адаптации детей к детскому саду всегда был и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. В период адаптации у детей обостряется чувствительность к разлуке с родителями, появляется страх новизны. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке.
Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад и это, прежде всего умение педагогов создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь может прийти сказка. Интерес к сказке возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Во время проигрывания сказки, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.
Сказка – это один из важнейших компонентов для адаптации ребенка к детскому саду.
Специально для детей младшего возраста был изготовлен кукольный театр, в который входят различные герои сказок. Помимо известных сказок для детей таких как «Теремок», «Репка» и другие, были подобраны специальные сказки для адаптации с добрым сюжетом, которые помогают детям почувствовать свои переживания и вместе со сказочными героями, найти выход из сложившейся ситуации. (Текст сказок можно посмотреть в разделе «Работа с родителями»)
С начала учебного года с детьми средней группы реализуется дополнительная образовательная программа «Волшебная песочница», которая направлена на разностороннее развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер, активное воображение творческой символической игры, а так же на сохранение и укрепление психического здоровья.
Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. И именно игры на песке являются одной из форм естественной деятельности ребёнка. Игра в песок - самые интересные и эффективные методы работы с детьми.
В играх с песком существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
Сказка на песке. Проигрывание сказки на песке, при помощи деревянного или вязаного театра формирует такие понятия как, зависть, лень, дружба, добро, как поверить в себя, научиться управлять страхом, воспитание нравственных качеств. Снижение психофизического напряжения, конфликтности. Дети под руководством педагога-психолога изготавливают из песка персонажей или атрибута из сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д. Песок круглый год, в любую погоду! Он дарит своё тепло и хорошее настроение – можно с ним просто поиграть, можно узнать много нового и интересного, ведь с его помощью воспринимается и запоминается всё быстрее. А когда настроение плохое, можно создать на песке невиданную, чудесную сказку, поселить в ней добрых и красивых волшебников, и найти у них ответы на все вопросы.
Рисование на песке - привычное и естественное занятие для детей. И это не удивительно. Как приятно погружать в него руки, пропускать его сквозь пальцы. Песок успокаивает, расслабляет, снимает психоэмоциональное напряжение, особенно интересно это делать на световом столе.
Работа с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Работа с песком может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться в любом возрасте, так же для рисования на световом столе не требуется особых умений.
Дети старшей группы «Светлячки» смогли прочувствовать все это на собственном опыте. Мы знакомились с песком, оставляли следы животных, рисовали пальчиками: облака, дождик, радугу и, конечно же, солнышко. Особенно интересным и завораживающим для них стал сюрпризный момент, когда они, нарисовав на столе снежинку, закрывали глаза и считали до трех, а открыв, видели, как их снежинки загорались (включался световой стол). Как тут не поверишь в волшебство!
Рисование песком дает возможность видеть то, что нельзя выразить словами!
Вот и подошел к концу учебный год, и наши будущие первоклашки совсем скоро пойдут в школу. И чтобы процесс адаптации к школе прошел легко и незаметно, моей главной задачей было: познакомить детей со школой и профессией учителя; создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой; способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах школьной подготовки.
В своей работе я использовала сказки Панфиловой М.А «Лесная школа». Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают адаптационные, дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.
Мной использовались следующие методы и приемы:
- сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические игры
- сказкотерапия
- арт-терапия
- беседа
- проблемные ситуации.
После прочтения сказки проводились беседы, было нарисовано немало рисунков, изготовлены герои из соленого теста, проиграно много школьных ситуаций, с которыми столкнуться дети. Создана газета «Я первоклашка» и была организована выставка всех работ.
И в заключении было проведено итоговое занятие, которое посетили учителя МБОУ «Каргасокской школы-интернат №1». Ребята показали себя с лучшей стороны, отвечали на все вопросы и выполняли предложенные им задания.
Дети вместе с героями сказки беседуют о поступках, понимают их причины, учатся прощать и любить. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Им легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволят снизить школьную тревогу у детей, использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Выставка «Радость – это…»
В рамках недели психологии с 16 по 20 ноября 2020 года во всех возрастных группах педагог-психолог Манахова Н.В. провела различные мероприятия. Во второй группе раннего возраста «Пчелки» и младшей группе «Сказка» прошли занятия на развитие мелкой моторики рук через рисование ладошками. Дети с большим удовольствием оставляли отпечатки рук на бумаге. Это вызвало неописуемый восторг, а значит и эмоционально комфортную обстановку в группах. Дети среднего дошкольного возраста групп «Мозаика» и «Горошинки» выполнили коллективные работы «Дерево настроения». Ребята сначала нарисовали свое настроение, а затем украсили забавными цветочками деревья. Воспитанники старшей группы «Незабудки» и подготовительной группы «Ладушки» на занятиях знакомились с эмоцией радость и выразили свои впечатления в индивидуальных рисунках.
Итогом недели психологии стала выставка детских работ «Радость – это…».
Создание благоприятного психологического микроклимата на занятиях, дает детям дошкольного возраста положительный эмоциональный заряд.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Первое, что мы приобретаем, ребенку для игры – ведерко, формочки, совок. На песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, дети учатся общаться со сверстниками. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития ребенка.
В работе с детьми средней группы «Мозаика» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная песочница», которая позволяет достичь следующих результатов: дети, знакомясь с основными принципами работы с песком, учатся создавать собственные песочные композиции; игра в песок снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, способствует возникновению положительных эмоций; игры с песком способствуют формированию и развитию познавательных интересов, а так же психических процессов: мышление, внимание, восприятие, речевые функции, особенно тактильной чувствительности.
В группе «Сказка» проходят занятия педагога-психолога на социально-эмоциональное развитие детей. Для чего дошкольнику необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится понимать себя и окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Основная задача социально-эмоционального развития это ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённые эмоциональные состояния, объяснить, что оно обозначает. Поза, жесты, особенности движений, мимика играют важную роль в передаче эмоционального состояния. На фото: занятие «Наши страхи» - выражаем страх телом; что мы делаем, когда боимся; прорисовываем свои страхи, а потом складываем их в мешок, чтобы они никогда оттуда не вышли.
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.
В рамках коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии в группе «Сказка» педагогом-психологом Белоусовой Е.А. было проведено мероприятие «Репка на новый лад». В ходе мероприятия дети изображали сказочных героев, помогли деду ласково позвать бабушку, а бабушке сварить борщ для деда, вытянули репку, поиграли, повеселились. Такие мероприятия помогают детям раскрепоститься, выразить свои эмоции, создать положительный эмоциональный настрой.
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.
В рамках коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии в группе «Сказка» педагогом-психологом Белоусовой Е.А. было проведено мероприятие «Репка на новый лад». В ходе мероприятия дети изображали сказочных героев, помогли деду ласково позвать бабушку, а бабушке сварить борщ для деда, вытянули репку, поиграли, повеселились. Такие мероприятия помогают детям раскрепоститься, выразить свои эмоции, создать положительный эмоциональный настрой.
Автор статьи: педагог-психолог Белоусова Е.А.