Работа с педагогами
Консультация «Утренняя гимнастика в детском саду»
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.
Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.
Варианты проведения утренней гимнастики
- Традиционная гимнастика без предметов и предметами (кубики, мячи, кегли, гимнастические палки, гантели, погремушки). (См. видео)
- Гимнастика игрового характера.
- С использованием полосы препятствий.
- С включением оздоровительных пробежек.
- Музыкально-ритмическая гимнастика. (См. видео)
Структура утренней гимнастики
Вводная часть:
- построение;
- два-три вида ходьбы;
- один вид бега.
- дыхательные упражнения
- ходьба, дыхательные упражнения.
В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.
Основная часть:
- упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
- мышц туловища;
- брюшного пресса и ног.
Заключительная часть:
Условия проведения утренней гимнастики
Утренняя гимнастика проводится в спортивном зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д.), в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма.
Методика проведения утренней гимнастики
В методику проведения входят:
- организация детей (построение их для выполнения упражнений);
- подготовка, раздача пособий;
- методы и приёмы обучения движениям.
Расстановка, раздача, сбор предметов
Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приёмы раздачи предметов:
- воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения), стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику;
- воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;
- воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;
- дети берут предметы, разложенные на стульчиках или скамейках;
- дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;
- дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);
- предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.
Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений.
Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.
Методы обучения физическим упражнениям
Практические:
- повторение упражнений без изменений;
- с изменениями;
- обучение в игровой форме;
Словесные:
- название упражнения;
- его описание;
- объяснение, как правильно его выполнить;
- -указания, распоряжения, команды;
- рассказ, беседа.
Наглядные:
- показ;
- использование наглядных пособий;
- имитация;
- звуковые сигналы.
Требования к физкультурному оборудованию
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Оборудование подбирается в соответствии с программными задачами всестороннего воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса – согласно возрасту дошкольников. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяются воспитателем перед занятием.
Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счёт увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики), достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу занятия.
Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснение и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.
Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:
- специальным подбором упражнений;
- их повтором, дозировкой;
- темпом;
- использованием подвижных игр, бега;
- физкультурных пособий;
- правильной организацией детей;
- местом проведения (на воздухе);
- музыкальным сопровождением.
Длительность утренней гимнастики
Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:
в первой младшей группе — 4–5 минут;
во второй младшей — 5–6 минут;
в средней — 6–8 минут;
в старшей — 8–10 минут;
в подготовительной — 10–12 минут.
Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.
Литература:
Методика физического воспитания – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96 с. Степаненкова Э.Я.
Не секрет, что здоровье ребенка во многом зависит от здоровья педагога, от его психологического состояния. С целью пропаганды здорового образа жизни в нашем дошкольном учреждении для педагогов 7 апреля прошёл физкультурный досуг «Пиратская вечеринка».
Все участники с удовольствием выполняли команды ведущего, активно участвовали в эстафетах, выполняли упражнения. В процессе веселых эстафет педагоги соревновались в ловкости, быстроте, выносливости, юморе и находчивости. Кроме того мы проверили, сможем ли мы - взрослые люди, как дети отвлечься от забот и рутины хотя бы на пару часов. Проверка оказалась успешной - все справились с заданиями, никто не "отлынивал" от физических упражнений и заряд бодрости получили отличный! Мероприятия прошли на одном дыхании – все расходились в хорошем настроении, получили заряд бодрости и энергии.
Как сказал Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба, должны прочно войти в повседневный быт каждого кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Ведь если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь. И поэтому главной целью нашего досуга является укрепление здоровья всех сотрудников.
Детство не может проходить без игры. Ведь игра для детей – это радость, забава, соревнования, она ведет ребенка по жизни. XXI век – это век поколения компьтероманов, геймеров. Именно в этом веке в прошлое уходит многое, в том числе и дворовые игры. Современные дети стали меньше двигаться, меньше общаться, им даже стало не интересно играть друг с другом, и конечно же из их жизни почти исчезли подвижные игры. Дети стали меньше проводить времени на свежем воздухе, на природе. А самым полезным видом такого отдыха, являются игры- игры подвижные. Все чаще на прогулке дети задают вопрос: «В какие игры поиграть?»
Для решения этой проблемы раз в неделю, с разной возрастной группой, во время прогулки, ребята собираются и играют в различные дворовые игры: игры наших пап и мам, дедушек и бабушек. Цель этих игр не только приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизации детских и детско-родительских отношений, но и передача культурного наследия из поколения в поколение. Так же для педагогов был проведен семинар-практикум «Назад в прошлое, забытые дворовые игры». Цель познакомить педагогов с разнообразными дворовыми играми и вспомнить игры своего детства, для передачи опыта подрастающему поколению. Педагогам были разучены и с играны четыре дворовые игры «Вышибалы», «Тише едешь — дальше будешь», «Колечко-колечко», «Резиночка». Педагоги с большим удовольствием поиграли и получили хороший заряд бодрости. Каждой возрастной группе были вручены картотеки «Дворовых игр».
Пусть эти замечательные подвижные игры передается из поколения в поколение и существует как можно дольше!
Детство не может проходить без игры. Ведь игра для детей – это радость, забава, соревнования, она ведет ребенка по жизни. XXI век – это век поколения компьтероманов, геймеров. Именно в этом веке в прошлое уходит многое, в том числе и дворовые игры. Современные дети стали меньше двигаться, меньше общаться, им даже стало не интересно играть друг с другом, и конечно же из их жизни почти исчезли подвижные игры. Дети стали меньше проводить времени на свежем воздухе, на природе. А самым полезным видом такого отдыха, являются игры- игры подвижные. Все чаще на прогулке дети задают вопрос: «В какие игры поиграть?»
Для решения этой проблемы раз в неделю, с разной возрастной группой, во время прогулки, ребята собираются и играют в различные дворовые игры: игры наших пап и мам, дедушек и бабушек. Цель этих игр не только приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизации детских и детско-родительских отношений, но и передача культурного наследия из поколения в поколение. Так же для педагогов был проведен семинар-практикум «Назад в прошлое, забытые дворовые игры». Цель познакомить педагогов с разнообразными дворовыми играми и вспомнить игры своего детства, для передачи опыта подрастающему поколению. Педагогам были разучены и с играны четыре дворовые игры «Вышибалы», «Тише едешь — дальше будешь», «Колечко-колечко», «Резиночка». Педагоги с большим удовольствием поиграли и получили хороший заряд бодрости. Каждой возрастной группе были вручены картотеки «Дворовых игр».
Пусть эти замечательные подвижные игры передается из поколения в поколение и существует как можно дольше!