Работа с педагогами
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и педагогов-психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры.
В связи с этим для воспитателей был проведен тренинг, целью которого является, прежде всего, знакомство с понятием «детская агрессивность», различными видами и причинами агрессии, а также основными приёмами и методами работы с агрессивными детьми. На примере упражнений, воспитатели почувствовали как сложно остановиться моментально по сигналу, находятся игроки, которые, не смотря на команду «стоп» продолжают соревнование. Более темпераментные и эмоциональные быстрее поддаются возбуждению и начинают доказывать свою точку зрения. Так же и агрессия возникает в ходе определенной ситуации, раздражающей ребенка, или провокации со стороны взрослого. Практически никогда ребенок не слышит, к чему его призывают в данный момент, очень сложно остановиться сиюминутно, успокоиться.
Главной целью было научить воспитателей приёмам и методам работы с агрессивными детьми, в связи с этим им было предложено рассмотреть:
-способы выражения (выплескивания) гнева;
-как работать с гневом;
-каким образом обучать детей навыкам распознавания эмоциональных состояний для контроля, и умения владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
-формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Мы педагоги можем помочь ребенку в создании необходимого психологического комфорта, и сопровождать ребенка в процессе его развития и становления как личности.
Уважаемые коллеги, более подробную информацию о консультации по данной теме, вы сможете посмотреть на нашем сайте в разделе методическая работа.
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Ребенок с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью педагога-психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
На мастер-классе с педагогами, вместо песочницы мы использовали лист ватмана, так как песочная терапия замечательно работает и на листе ватмана, и на случай если нет песочницы. А вместо песка, использовали обычную манку, так как ее свойства во многом совпадают со свойствами песка. И называется это терапевтическая работа с манкой. Именно с манкой мы и проводили все упражнения.
Техники, с которых всегда начинается песочная (манка) терапия, называются МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ. С них всегда человек заходит в песочницу и в работу с песком (манкой). Именно с таких техник, мы и начали нашу работу. Мы знакомились с манкой, исследовали ее возможности.
Далее мы приступили к упражнениям на развитие речи «Нарисуй сказку», «Звуки на песке», «Кто спрятался?», «Сотри лишнее», «Сад камней». Данные упражнения можно использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Дети с удовольствием выкладывают игрушками, камнями, ракушками фрагменты мира и попутно рассказывая свои истории. Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики.
Подводя итог своего мастер-класса, я не смогла не сказать о пользе работы с манкой:
1. Безопасность. Манную крупу можно брать в рот без вреда для здоровья.
2. Доступность. Манку можно приобрести в любое время года в любом магазине.
3. Экономичность. Дешёвая крупа в сравнении с другими.
4. Огромный терапевтический эффект.
5. Интерес не зависимо от возраста ребенок это или взрослый.
6. Разнообразие в работе. Огромное пространство для творчества.
Также для педагогов были подготовлены брошюры «Терапевтическая работа с манкой», в которой подробно можно узнать о свойствах манки.
«Нет лучшего инструмента Познания,
чем Познание на самом себе»
«Мандала — циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения и символизирующий единство и целостность». Это рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами.
Мандала, в первую очередь, - это инструмент саморазвития, дающий возможность самостоятельно работать со своим эмоциональным состоянием и корректировать его, понимая глубинную суть происходящего. Она позволяет обойти сопротивление, представляя правду о ситуации «как она есть».
Созерцание мандал приносит неоценимую пользу. Созерцая их, мы учимся слушать свои собственные чувства, свою собственную правду. Очищаемся от не нужного, лечим свое тело и свою душу.
Создание мандалы путем рисования, плетения, вышивания или другими способами приводит нас в медитативное состояние и повышает восприимчивость к посланиям нашего высшего «Я». Рисовать мандалу просто. Для этого понадобятся цветные карандаши, фломастеры, мелки или краски.
На нашей встрече педагогам было предложено совершить увлекательное путешествие вглубь себя. Педагоги выбрали для себя мандалу, ту, которая понравилась им, ту, которую хотелось ощутить и наполнить цветом. И под звуки музыки, взяв в руки цветные карандаши, устроившись удобно и комфортно, сделали несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, закрыли глаза и погрузились в себя. Важно получать от этого удовольствие. Мандала работает эффективно, если она создается самим человеком. Создавая мандалу, педагог участвуете в привнесении изменений в собственную жизнь. Выбирая цвета при оформлении мандалы, наделяет ее тем эффектом, который хочет развить в своей жизни.
В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис – это кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколения - важнейшая задача современности. Экологическое сознание рассматривается как совокупность представлений о взаимосвязях, существующих в природе, и способов взаимодействия с природой.
Достижение определенного уровня экологического сознания происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов. Наиболее интересные методы и формы, я постаралась представить для педагогов.
Первое упражнение, которое выполнили педагоги, называлось «Полюбите животное». Педагогам необходимо было подумать и написать название животного, с которым связанны какие-либо неприятные события.
Подводя итог данного упражнения, можно сделать вывод, что определенные страхи у детей относительно животных, преимущественно бывают, сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим ребенку: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы, не задумываясь, формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира.
Следующее упражнение называлось «Волшебные дощечки». Для этого упражнения нам понадобились карточки с закрепленным разнообразным природным материалом: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, песок, мелкие камешки, наклеенные на картон.
Педагогам необходимо было рассмотреть каждую карточку, определить какой использован природный материал, вспомнить, где его можно встретить в природе, представить себя на том месте, рассказать о своих ощущениях. Данное упражнение позволило педагогам погрузиться в самое сокровенное - свое детство, получив от этого массу положительных эмоций.
Упражнение с «Живым песком», считаю, просто необходимым в работе с детьми по экологическому воспитанию. Под спокойную музыку, педагоги расслаблялись и слушали рассказ об основные полезных свойствах данного песка.
А завершило нашу встречу упражнение «Ароматная сказка». Для этого нам понадобились полотняные мешочки с разными видами трав, природными материалами, картинки с изображением поля, луга, леса, реки и игрушка, которая стал главным героем сказки.
Педагоги должны были понюхать мешочек, попытаться представить, где живет герой сказки (море, поле, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. Далее необходимо было выбрать иллюстрацию с изображением места, где мог бы жить главный герой, постараться мысленно побывать в гостях у героя сказки (в лесу, у реки и т. д.). И поделиться о своих впечатлениях и ощущениях. Создать атмосферу тепла и открытости педагогам помог ароматный чай на травах.
Каждое утро мы встречаем детей с улыбкой и хорошим настроением, но порой бывают моменты, когда плохое самочувствие, стресс, напряжение сказывается на нашем здоровье. И действительно, психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается как на детях, так и на коллегах.
Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.
РЕЛАКСАЦИЯ – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Вот, что поможет педагогам, справится с психологическим дискомфортом.
Неделя психологии
«Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагога»
24 ноября 2021 года в рамках недели психологии педагогом-психологом Белоусовой Е.А. было проведено занятие с педагогами на тему «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагога». Арт-терапия – это способ работы с душой через творчество, что позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. На занятии был предложен ряд упражнений, благодаря которым педагоги разрешили себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнули и узнали о себе, друг друге и мире нечто новое и интересное.