Педагогическая копилка
«ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»
Адрес 636701, Томская область, Каргасокский район, п. Нефтяников, ул. Лугинецкая д.55
Тел./факс 838(253) 2-44-35
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
на тему: «В мире животных»
Баховец Марина Алексеевна
педагог-психолог
Каргасок, 2015
Актуальность
Фридрих Фрёбель (1782-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Он считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей и верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей.
В системе Фрёбеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов.
Педагогические принципы Фридриха Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметно-пространственной среды и предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Работа с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Данный набор является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Цель – развивать воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач.
Задачи:
- Формирование представлений о разнообразии мира природы;
- Развитие самостоятельной творческой деятельности;
- Развитие творческого мышления и воображения;
- Развитие взаимодействия со сверстниками.
При разработке занятия учитывались следующие принципы:
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность воспитательно-образовательного процесса);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип психологической комфортности (создание на занятиях благоприятного эмоционального настроя ребенка).
Методы:
- Словесный (беседа, объяснение, рассуждение);
- Наглядный (показ, наблюдение);
- Практический.
Приемы:
- приемы эмоциональной заинтересованности;
- игровой прием;
- вопросы;
- поощрение.
Занятие проводится с опорой на методическое пособие по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля», в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Участники: подгруппа детей старшего дошкольного возраста, в возрасте 5-6 лет.
Форма работы: совместная деятельность детей с педагогом-психологом.
Время проведения: продолжительность занятия - 25 мин.
Оборудование: Модули игрового набора «Дары Фребеля» №1, 7, 8, 9, 10, проектор с изображением животных, музыка (звуки природы).
Предварительная работа:
- Ознакомления с игровым набором «Дары Фребеля».
- Проведение развлечения в старшей группе посвященное Дню животных.
Общее содержание
Дети проходят в кабинет педагога-психолога, садятся на стульчики расставленные полукругом
1. Упражнение «На какое животное я похож»
Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников в работу.
Педагог-психолог. Ребята, я рада вас видеть. Для начала, я предлагаю вам по очереди назвать животное, которое вам больше всего нравиться и сказать почему. Я начну первая, мне очень нравиться животное тигр, он очень красивый, большой и сильный. А помогать нам будет мячик (модуль №1 из игрового набора «Дары Фребеля»), который вы будите передавать по очереди. Ответы детей
2. Упражнение «Загадки»
Педагог-психолог. Молодцы, а теперь я хочу загадать вам загадки про животных
- Узнать его нам просто,
- Сердитый недотрога
- Летом ходит без дороги
- Кто с высоких тёмных сосен
- Идёт, идёт, бородой трясёт,
- Пятачком в земле копаюсь,
- Кто осенью холодной
- Комочек пуха, длинное ухо,
- В зоопарке,
- Мордочка усатая, шубка полосатая,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко. (Жираф)
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
Травки просит:
«Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е». (Коза)
В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу! (Слон)
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)
Физминутка
Педагог-психолог. Нам нужно немного отдохнуть, вставайте в круг и повторяйте за мной:
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
3. Упражнение «Зоопарк»
Педагог-психолог. Вы отгадали все загадки, отдохнули, а теперь я предлагаю вам сесть за столы.
Дети рассаживаются
Педагог-психолог. Посмотрите на экран, каких животных вы видите?
Ответы детей
Педагог-психолог. Вы должны сделать своих зверей с опорой на эти картинки, используя игровой набор Фребеля. И у нас получится свой Зоопарк. А теперь приступайте к заданию.
Дети изготавливают зоопарк, педагог-психолог помогает, если у кого, либо возникают трудности, звучит музыка (звуки природы)
Педагог-психолог. Посмотрите, какой замечательный у нас получился Зоопарк, давайте придумаем ему название и перечислим всех зверей, которые поселились в нем.
Дети называют варианты названия зоопарка и перечисляют всех его жителей
Педагог-психолог. На этом наше занятие подошло к концу, давайте приведем наши рабочие места в порядок.
Используемая литература:
- Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В.Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. Рекомендации. Под. Общ. Ред. В.В. Кожевниковой. - М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.
2. Нифонтова О.В.Учим детей разрешать конфликт. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
3. http://uti-puti.com.ua «Детские загадки про зверей»
В мире животных (DOCX, 0.03 Мб.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»
Адрес 636701, Томская область, Каргасокский район, п. Нефтяников, ул. Лугинецкая д.55
Тел./факс 838(253) 2-44-35
Интегрированное занятие с детьми второй группы раннего возраста с родителями
«В гости к Колобку»
Баховец Марина Алексеевна
педагог-психолог
Каргасок, 2015
Занятие «В гости к Колобку» разработано для детей второй группы раннего возраста с родителями, с учетом возраста, способностей и интересов детей.
Цель: Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста, а также вовлечение родителей в образовательный процесс как полноправных субъектов деятельности.
Задачи:
- Расширять активный словарь детей;
- Развивать познавательные процессы;
- Создание условий для творческой самореализации родителей и детей.
Оборудование: компьютер, экран, игрушки: заяц, волк, медведь, лиса, корзинка, нарисованная морковка, заготовки для конфет, листочки, заготовки для цветов, восковые мелки, кукольный театр (мультфильм).
При разработке занятия учитывались следующие принципы:
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность воспитательно-образовательного процесса);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип психологической комфортности (создание на занятиях благоприятного эмоционального настроя).
Для достижения цели были использованы следующие методы:
- Словесный (беседа, объяснение, рассуждение);
- Наглядный (показ, наблюдение);
- Практический (выполнение заданий).
Приемы:
- приемы эмоциональной заинтересованности;
- игровой прием;
- вопросы.
Ход занятия
I. Организационная часть
Дети и родители рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом
Педагог-психолог:
Давайте с вами поздороваемся.
Дети повторяют движения
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щёчки!
Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щёчки!
Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
Щёлк, щёлк, щёлк!
Здравствуй, мой носик!
Здравствуйте, гости!
II. Основная часть
Педагог-психолог:
В гости сказочка идет,
Она встречи с вами ждет.
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Кто в сказочке живет?
Он не ежик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык к лисе попал!
Кто это?
Ответы детей, на экране появляется картинка Колобка
Педагог-психолог:
Вижу, сказочку читали
И героя все узнали.
А теперь сам Колобок,
В гости к нам приехать смог!
Он просит нас о помощи. У Колобка день рождения, и он хочет пригласить лесных зверей в гости. Колобок побежит в гости к бабушке с дедушкой, а мы поможем ему. Отправимся в лес? Давайте возьмемся за руки и отправимся в лес приглашать гостей к Колобку на день рождения.
Под музыкальное сопровождение идут по лесу, встречают зайчика
Педагог-психолог:
Вот под кустиком зверек,
Длинноухий скок да скок.
Кто это?
Ответы детей
Педагог-психолог: Что, зайка, не весел, ушки повесил? Молчит наш зайка, грустит, ничего не говорит, давайте пожалеем его. Давайте погладим его, какие у него ушки, хвостик, шубку.
Гладят зайчика
Педагог-психолог: А давайте поиграем с зайкой, повторяйте за зайкой.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ушки, вымыл хвостик, вытер сухо,
И поскакал в гости! (проводится 2 раза)
Педагог-психолог: Ой, смотрите, повеселел наш зайчонок! А давайте пригласим его на день рождения к Колобку. Зайка, пойдешь с нами?
Зайка: Конечно, пойду! Только у меня нет подарка, а давайте соберем для Колобка сочной, вкусной морковки, вот, сколько ее тут растет.
На полу разложена морковка, дети с зайчиком собираю ее в корзинку, под музыкальное сопровождение, родители помогают
Зайка: Вот теперь можно отправляться в путь!
Педагог-психолог: Беремся за руки, отправляемся дальше.
Под елкой спит волк
Педагог-психолог произносит слова, дети повторяют движения
Шел за елкой серый волк, по лесной дороге.
Сел под елкой на пенек, ох, устали ноги!
Утомился волк, зевнул. И под елочкой уснул.
Прибежали малыши, пошалили от души!
Ручками захлопали! (дети хлопают в ладоши)
Ножками затопали! (дети топают)
Побежали по дорожке (дети бегают)
И попрыгали немножко (дети прыгают)
Волк:
Волк проснулся, потянулся,
Да зубами громко - щелк!
Звучит музыка, дети убегают, а волк их пытается поймать
Волк: Ох, и набегался, я! Ребята, а куда вы идете?
Ответы детей
Педагог-психолог: Пойдешь волк с нами?
Волк: Пойду (задумчиво), а что же подарить Колобку? Ребята, а вы любите конфеты? А давайте сделаем для Колобка конфеты.
Дети с родителями присаживаются на ковер и делают конфеты (из ваты и гофрированной бумаги) под музыку
Волк: Вот, сколько, много конфет у нас получилось, давайте сложим их в корзинку.
Педагог-психолог: Молодцы! Помогли волку. Давайте теперь возьмемся за руки и отправимся дальше в лес. Ребята, вспомните, кого дальше встретил Колобок в сказке?
Ответы детей, появляется медведь
Педагог-психолог:
Здравствуй, Мишенька – медведь!
Медведь: Здравствуйте!
Педагог-психолог:
Колобок приглашает тебя в гости, на свой день рождения, пойдешь с нами?
Медведь: Конечно, пойду, но как, же без подарка, давайте подарим ему букеты цветов. Посмотрите, какие у меня здесь цветочки, приготовленные для красивого букета, их нужно раскрасить и приклеить на ватман, и у нас получится большой букет для Колобка.
На ватман дети с родителями раскрашивают и клеят цветочки
Медведь: Вот, какие красивые букеты у нас получились!
Педагог-психолог:
Отправляемся дальше, беремся за руки. Как вы думаете, кого мы встретим дальше?
Ответы детей
Педагог-психолог:
Конечно, лису.
Появляется лисичка
Лиса: Куда, это вы идете, такие красивые с подарочками (заглядывает в корзинку)?
Педагог-психолог:
В гости к Колобку. Пойдешь с нами?
Лиса: Пойду, но сначала давайте поиграем!
Проводится игра «Прятки» с листочками. Дети прячутся за листики, лисичка
Листики, вы не видели наших деток?
- дети в ответ из-за листиков Нет!
Листики, а где же ваши ножки?
- дети встают, топают ножками Вот они!
Листики, а где же ваши ручки?
- дети вытягивают ручки вперед Вот они!
А вот вы детишки-шалунишки! Я сейчас на вас как дуну сильно….дует, дети разбегаются и присаживаются на корточки
Ветер с листьями играет, и они летят, летят
Видно очень листики поиграть еще хотят
Игра повторяется
Педагог-психолог:
Мы позвали всех лесных жителей на день рождение Колобка, а вот и сам Колобок
На экране появляется картинка Колобка
И Колобок говорит вам всем спасибо и за подарки и за его друзей!
Дарит подарки
А за то, что вы помогли Колобку, мы покажем вам кукольный театр «Колобок»
III. Заключительная часть
Показ кукольного театра или мультфильма «Колобок» Педагог-психолог: На этом наша встреча подошла к концу, и мы говор
Баховец Марина Алексеевна
Педагог-психолог
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»
GrishaMA@mail.ru
Мастер-класс для педагогов
«Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует его развитию во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
С помощью песка можно решить как коррекционные и развивающие задачи, так и использовать его для отработки актуального эмоционального состояния. Также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Также следует отметить, что игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому, песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми.
В своей работе, я использую кинетический песок, мы его еще называем «Волшебным». Кинетический песок - удивительное изобретение шведских учёных. Его свойства - гигиеничность, пластичность, приятная текстура и удивительная текучесть притягивают и детей, и взрослых.
Кинетический песок идеален в работе с агрессивными детьми, тревожными, гиперактивными, застенчивыми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. В коррекционно-развивающей работе, работа с песком даёт прекрасные результаты.
Оценив большую значимость кинетического песка, считаю необходимым продемонстрировать полученный опыт педагогам и специалистам ДОУ.
Цель мастер-класса - повышение психолого-педагогической компетенции, профессионального мастерства, инициативы и творчества участников мастер-класса.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами и методами работы с кинетическим песком.
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- создать положительный психоэмоциональный настрой.
Оборудование: компьютер, экран, столы, кинетический песок, фартуки, салфетки, разрезные картинки зайчика, картинки зайчика, сделанные из форм, подносы с формами, стеки, основы для работы с кинетическим песком, картинки помощники, музыкальное сопровождение.
Ход мастер-класса
Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы поговорим о том «Что такое песочная терапия?» и практически рассмотрим, как применять ее в работе с детьми.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Главное достоинство песка в том, что он позволяет ребенку реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.
Сегодня, мы будем работать с кинетическим песком. Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.
На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы
«Кинетический песок» – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься – он «движется», «оживает». С этим песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими клиентами, а также в специальных условиях (больницы, детские сады, школы).
Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.
Педагог-психолог: А сейчас я приглашаю Вас пройти за столы. В данном мастер-классе, я продемонстрирую Вам, как с помощью кинетического песка:
- стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности детей;
- развивать память, внимание, мышление, воображение, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, развивать творческое воображение;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, а так же создать положительный психоэмоциональный настрой.
Педагоги занимают свои места
Педагог-психолог: И для начала, я расскажу вам о правилах работы с песком.
- Надеть фартуки (одевают фартуки);
- Нельзя трогать грязными руками глаза и рот;
- Нельзя выбрасывать песок из песочницы;
- Руки отряхивать можно только над песочницей;
- После занятия нужно вымыть руки и убрать за собой рабочее место.
Педагог-психолог: Теперь поздороваемся с песком, а пока вы будете здороваться, я буду задавать вопросы:
-какой песок? (теплый, холодный, приятный)
-на что он похож? и т.д.
Педагог-психолог: А теперь выполним первое задание. Для этого вам необходимо сложить разрезные картинки и собрать из них одну целую, и мы узнаем, кто спрятался в песке.
В песке спрятана разрезная картинка зайчика, педагоги собирают картинку и говорят, кто у них получился
Педагог-психолог: Молодцы, все справились с заданием. Второе упражнение, которое мы выполним, называется «Зайка серенький». При помощи геометрических форм, вам необходимо выложить зайчика, но самое главное - правильно расположить фигуры, из которых состоит зайка (образец с изображением зайки раздается каждому педагогу.
Педагоги проговаривают, какие присутствуют фигуры, и договариваются, кто, что будет делать. Работа выкладывается на заранее подготовленную основу, например поднос или картон
Педагог-психолог: Молодцы, у всех получились зайчики, теперь предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка, педагоги выходят в круг и повторяют движения за педагогом-психологом
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Педагог-психолог: А что больше всего любит, есть зайка? (ответы) Конечно морковку, и сейчас мы с вами сделаем морковки для наших зайчиков. А помогут нам в этом картинки-помощники, внимательно рассмотрите их. Готовые морковки, вы будете выкладывать к своим зайчикам.
Педагоги на основу выкладывают круг, формируют из него «колбаску», при помощи стеки разрезают ее на 6 равных частей, из одного шарика формируют морковку, из другого листики к ней, в итоге у каждого получатся по три морковки
Педагог-психолог: Замечательные получились морковки, посмотрите внимательно на своих зайчиков, может вы бы хотели добавить им что-нибудь, например солнышко или травку. У вас есть несколько минут, чтобы это сделать. Приступайте.
Педагог-психолог: Вы справились со всеми заданиями.
Таким образом, организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия.
Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.
Педагог-психолог: Что вам понравилось на мастер-классе?
На этом наша встреча подошла к концу, до свидания.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»
Мастер-класс для педагогов
«Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста»
Баховец Марина Алексеевна
Педагог-психолог
Цель мастер-класса - повышение психолого-педагогической компетенции, профессионального мастерства, инициативы и творчества педагогов ДО.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами и методами работы с кинетическим песком.
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
- создать положительный психоэмоциональный настрой.
Кинетический песок
Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы.
Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.
На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
С этим песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми.
Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.
Работа с песком включает в себя пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг – демонстрация песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком).
Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)
Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке
Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была.
Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
Техники, с которых всегда начинается песочная терапия, называется МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ. С них всегда человек заходит в песочницу и в работу с песком. Почему важны мотивационные техники?
Во-первых, они вызывают доверие к песку.
Во-вторых, они вызывают интерес к песку.
А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая, продуктивная работа.
Я предлагаю перейти непосредственно к работе с песком. Мы будем оставлять отпечатки следов на песке, давайте по очереди вы будете предлагать, чьи следы мы будем делать (педагоги называют животное, и его следы делают остальные).
Далее необходимо сделать блинчик. У вас сейчас есть большая, красивая тарелка, далее палочками распишите ее красивыми узорами (можно выходить за края).
И еще одно задание из тарелки сделайте квадратик. Кто в реальной жизни может из тарелки сделать квадратик? Никто, а в песочной терапии можно. В своем квадрате используя только отпечатки пальца, создайте образ животного, которым вы восхищаетесь. Постарайтесь сделать образ красивым и понятным. Готово? Спросите у соседа, что вы создали.
Мотивационных техник очень много и с сухим песком они тоже применяются. Благодаря им ребенок знакомимся с песком, исследуем его возможности. Очень важно начинать работу с таких упражнений, потому что теперь сюда не страшно изливать из себя самое не всегда пророй приятное. Это очень важный вход в песочную терапию.
А теперь мы перейдем к основному содержанию мастер-класса. Далее мы должны отвлечь детей (это может быть физ. минутка или сюрпризный момент) и спрятать в песке разрезные картинки. Когда дети возвращаются на свои места, мы даем им задание. Вам необходимо найти в песке части картинки и собрать из них одну целую, и вы узнаем, те, что спрятано в песке (педагоги собирают картинку и говорят, что у них получилось).
Молодцы, все справились с заданием. Второе упражнение, которое мы выполним, называется «Слепи снежинку». При помощи геометрических форм, вам необходимо выложить снежинку, но самое главное - правильно расположить фигуры, из которых она состоит. Я приготовила для вас образец своей снежинки (показать образец) и при работе с детьми первое время, я советую давать им образец, но поскольку вы не дети, я предлагаю каждому сделать свою снежинку (работа выкладывается на заранее подготовленную основу, например поднос или картон, также снежинку можно украсить красивыми камнями, по желанию).
Снег - это множество красивых снежинок, которые падают на землю, на деревья, на крыши домов, вокруг все становится белоснежным. А что больше всего любят лепить из снега дети? (ответы) Конечно снежки, и сейчас мы с вами сделаем снежки. А помогут нам в этом картинки-помощники, внимательно рассмотрите их.
Педагоги на основу выкладывают круг, формируют из него «колбаску», при помощи стеки разрезают ее на 6 равных частей, и скатывают снежки (шарики), под музыкальное сопровождение
Замечательные у нас получились снежки. А теперь я предлагаю вам создать общую зимнюю картину, в центре которой у нас будет елочка. Вы сейчас все вместе должны решить, кто, что будет делать. Такие могу предложить варианты: сугробы, елочка, снеговик и солнце (здесь можно воспользоваться геометрическими формами), снежок и так далее. Проявите свою фантазию!
Педагоги под спокойную музыку выполняют задание, в конце один педагог должен рассказать историю
Итог нашего мастер-класса
Ответь мне на вопрос, чему же научится ребенок, играя с кинетическим песком?
- Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
- Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
- Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
- Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
- Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.
- Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
- И, конечно же, это огромная терапевтическая работа. Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.
Теперь, Уважаемые коллеги прошу оценить мастер-класс, для этого вам необходимо прикрепить к нашему будущему цветку лепестки. А цвет лепестка вы выберете сами.
Красный цвет – Я получил удовольствие от мастер-класса!
Синий цвет – Узнал что-то новое!
Белый цвет – Мне все знакомо!
Список литературы:
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. – СПб.: Речь, 2006.
- http://psihologsite.ru/psikhologam/pesochnaya-terapiya. Песочная терапия.
Баховец Марина Алексеевна
Педагог-психолог
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»
GrishaMA@mail.ru
Мастер-класс для педагогов
«Песочная терапия (или использование манной крупы в терапевтической работе)»
Мастер-класс разработан для педагогов МБДОУ с соответствием заявленного опыта работы.
Цель: создание условий для отработки практических навыков работы по песочной терапии, повышения профессионального уровня педагогов и специалистов.
Задачи:
- Познакомить участников с возможностями использования манки в развивающих и коррекционных занятиях с детьми.
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение компетентности участников мастер-класса в области песочной терапии.
При разработке мастер-класса учитывались следующие принципы:
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип психологической комфортности (создание на занятиях благоприятного эмоционального настроя педагогов).
Методы:
- Словесный (беседа, объяснение, рассуждение);
- Наглядный (показ, наблюдение);
- Практический.
Приемы:
- приемы эмоциональной заинтересованности;
- вопросы;
- поощрение.
Структура мастер-класса:
I. Подготовительный этап
- Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
- Постановка целей и задач мастер-класса.
- Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы.
II. Основной этап
- Практическая часть, которая включает в себя организацию и проведение мастер – класса (рассказ об особенностях методики и о новых формах работы с манкой).
- Рефлексия для педагогов.
III. Заключительный этап
Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, манка, игрушки, песочница, полотенца (вл.салфетки), цветок с разными лепестками (для рефлексии), мольберт, музыкальное сопровождение, брошюры.
Ход мастер-класса
Педагог-психолог: Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Мы погружаем руки в песок, и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир.
Почему же, даже став взрослыми, мы с детским азартом и воодушевлением строим замки из песка?
Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Собственный мир в миниатюре из песка. Увлекательная игра или серьёзное терапевтическое направление? Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.
Мы с вами сегодня работать будем не в песочнице, а на листе ватмана, так как песочная терапия замечательно работает и на листе ватмана, на случай если у вас нет в кабинете песочницы. Но вместо песка, мы будем использовать обычную манку, так как ее свойства во многом совпадают со свойствами песка. И называется это терапевтическая работа с манкой.
Рассказывать вам о плюсах, минусах, свойствах, качествах манки я не буду. Все это я приготовила в брошюре, в которой вы подробно все можете узнать. Я предлагаю перейти непосредственно к работе с манкой.
Техники, с которых всегда начинается песочная терапия, называется МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ. С них всегда человек заходит в песочницу и в работу с песком. Почему важны мотивационные техники?
Во-первых, они вызывают доверие к песку.
Во-вторых, они вызывают интерес к песку.
А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая, продуктивная работа.
Без мотивационных игр в песок не заходим.
И так, 1 задание: создайте максимально высокую горку. Стараемся не разговаривать. Создали, второй этап. Есть три песочных дождя:
Педагог-психолог показывает сам
-низкий (маленький) дождик;
-средний (поднимаем чуть выше);
-и то, что больше всего любят дети самый высокий дождик.
Ваша задача сделать три дождя и отследить, какой дождь больше соответствует вашему состоянию на данный момент.
Мы сейчас знакомимся с песком, мы исследуем его возможности.
2 задание: необходимо сделать блинчик толщенной с мизинец. У вас сейчас есть большая, красивая тарелка, далее двумя мизинцами расписать красивыми узорами эту тарелку (можно выходить за края).
Вы чувствуете, как меняется ваше отношение к манке во время рисования? Вы уже не взрослые, но еще как бы не дети.
3 задание: из тарелки сделайте квадратик. Кто в реальной жизни может из тарелки сделать квадратик? Никто, а в песочной терапии можно. В своем квадрате используя только отпечатки пальца, создайте образ животного, которым вы восхищаетесь. Постарайтесь сделать образ красивым и понятным. Готово? Спросите у соседа, что вы создали.
4 задание: Работать будете в парах. Задание называется перемещение песочных масс. Каждый из вас должен придумать 5 оригинальных способов перемещения манки (по очереди).
Это замечательное упражнение для работы в детско-родительских парах или в парах, где есть два конкурента, два педагога и тд.
Есть еще много мотивационных игр, например «Ведущий и ведомый». Ведущий производит действия с песком, а ведомый повторяет за ним и на оборот, это очень хорошая проверка на обучаемость.
Очень важно мотивационные игры, могут быть как развивающие, так и психокоррекционные!
Одна из интересных техник, работы в паре, называется «Пальчиковые походы». Используется для развития мелкой моторики.
Итак, делаем круг и выбираем две или три игрушки, показываем своему партнеру, чтобы он смог определить, что это такое.
Далее закрываем глаза и размещаем игрушки разных местах этого круга. Партнер четко знает, что за кругом игрушек не будет.
И партнер отправляется в пальчиковый поход.
Правило: двигаться микро шагами. Задача исследовать все поле и как можно быстрее найти игрушки.
Беру руку партнера и ставлю в начало круга. Раз, два, три игра началась. Если человек долго ходит по кругу, то можно спросить есть ли в жизни, что то, что ты долго ищешь?
В это время активизируется огромный исследовательский интерес. Человек двигается - он исследует.
Идея: исследовательский интерес;
замечательно использовать с дошкольниками и школьниками, когда очень большая нагрузка;
работа с педагогами, когда нужно снять напряжение;
развитие мелкой моторики;
тактильные ощущения (чувства пространства, скорости движения).
Данное упражнение можно модифицировать, например, дать кисточку, палочки, ситечко и тд.
Что у вас сейчас в эмоциях, после этого упражнения? ответы
Очень важно начинать работу с песком с таких упражнений, потому что теперь сюда не страшно изливать из себя самое не всегда пророй приятное. Это очень важный вход в песочную терапию.
Следующее упражнение, его тоже можно использовать, как мотивационное, но больше оно все-таки развивающее.
Сейчас в психологии много говорят о балансе правого и левого полушария, вспыльчивости и мягкости и тд.
Смысл упражнения, вы набираете манку двумя руками, таким образом, чтобы она сыпалась ПОКАЗАТЬ.
1 задание: нарисуйте двумя руками, ключевое слово ОДНОВРЕМЕННО два круга, одинаковые. Если у кого-то это получается, то вы супер здоровы. Но у большинства людей они разные. Давайте попробуем поиследовать. Главная ошибка взрослых, одна рука рисует, другая зависла и наоборот. Мы говорим о балансе сейчас правого и левого полушария. Они должны быть четкими и круглыми.
Посмотрите в глаза соседа, двумя руками одновременно теперь рисуем глаза соседа. Мы можем использовать разные образы, геометрические, человеческие и тд.
Нарисуем два цветка, постарайтесь четкие образы.
Проверка на креативность, если вы нарисовали розу, ромашку или тюльпан, вы абсолютный стандарт, то есть, кто нарисовал что-то другое, имеют шансы на креативность.
Теперь внимание на меня, двумя безымянными пальцами прорисуйте контуры одновременно.
А теперь нарисуйте одновременно два других разных цветка, но потом средними пальцами прорисовываем контуры.
Представляете, что сейчас происходит в голове? Правое работает по одному, левое по другому. Но при этом ОБА работают.
Вы понимаете, как вы можете? Как хорошо повышается самооценка. Работа с манкой всегда работает в плюс самооценке человека, так как это как фольга, там что не слепишь, все блестит и красиво. Даже если вы не умеете рисовать, у вас получаются красивые картинки.
Теперь нарисуйте дом (один), в котором мне хорошо и большими пальцами одновременно прорисуйте контуры.
Данное упражнение можно использовать, как релаксационное для педагогов, во время пед. советов происходит перезагрузка мозга, или как еще говорят обнуление, когда мы сбрасываем лишний балласт, а все нужное остается в нас.
Подводя итог своего мастер-класса, хочется сказать, в чем же польза работы с манкой:
1. Безопасность. Манную крупу можно брать в рот без вреда для здоровья.
2. Доступность. Манку можно приобрести в любое время года в любом магазине.
3. Экономичность. Дешёвая крупа в сравнении с другими.
4. Огромный терапевтический эффект.
5. Интерес не зависимо от возраста ребенок это или взрослый.
6. Разнообразие в работе. Огромное пространство для творчества.
Буду рада, если данная методика поможет вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать их поведение (Раздать брошюры).
Теперь, Уважаемые коллеги прошу оценить мастер-класс, для этого вам необходимо прикрепить к нашему будущему цветку лепестки. А цвет лепестка вы выберете сами.
Красный цвет – Я получил удовольствие от мастер-класса!
Синий цвет – Узнал что-то новое!
Белый цвет – Мне все знакомо!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Использование манной крупы в работе с детьми дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»
Адрес 636701, Томская область, Каргасокский район, п. Нефтяников, ул. Лугинецкая д.55
Тел./факс 838(253) 2-44-35
Работа с родителями
Сценарий мероприятия на тему
«В гостях у зайчика и белочки»
Баховец Марина Алексеевна
педагог-психолог
Каргасок, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В.А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками» не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Работа по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в ФГОС ДО».
На этапе завершения представлена в целевых ориентирах в дошкольном образованном учреждении. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности [1].
Актуальность данной темы заключается в организации совместной деятельности детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении. Семья и детский сад – это две стороны одного воспитательно-образовательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом, они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир.
Новизна – раннее просвещение родителей по вопросам развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Использование инновационных технологий:
- Социально-игровые технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии.
Прогнозируемые результаты:
- Профессионально-педагогическое взаимодействие специалистов МБДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;
- Повышение родительской компетенции по вопросам развития мелкой моторики у детей;
- Создание условий для установления взаимодействия между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители и педагоги.
Цель: Создать условия для детско-родительских взаимоотношений через повышение родительской компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Привлечь внимание родителей к осознанию важности развития мелкой моторики в жизни ребенка;
- Создать благоприятный эмоциональный настрой;
- Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности;
- Развивать творческие способности детей и взрослых.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (приложение 1), корзина с мячиками, зонтики, массажные мячики, заготовки солнышко для шнуровки, атласные ленточки, голубая ткань, картонные монетки, коробочка копилка, фигурки зверей, прищепки, мыльные пузыри, музыкальное сопровождение, брошюра «Игры на развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет».
Ход мероприятия
- Консультационная часть (для родителей)
- Практическая часть (совместная деятельность детей и родителей)
- Заключительная часть
Проводится консультация на тему «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста» (приложение 2).
В зале звучит музыка, дети и родители рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом, появляются белочка и зайчик (в руках у зайчика корзинка с мячиками)
Белочка:
Здравствуйте ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
А также их родители!
Мы зверятки в гости к вам пришли.
Зайчик:
Я зайчик, попрыгайчик! (прыгает)
Белочка:
А я белочка, его сестрица на веселье мастерится!
Будем вместе веселиться и на солнышке резвиться?
Ответы детей
Зайчик:
Чтобы веселье начинать,
Будем в мячики играть.
Рассыпает мячики на пол, дети играют с ними, звучит веселая музыка
Белочка:
Чтобы праздник продолжать,
Надо мячики собрать.
Маму с папой за руку берите,
А вы мамы, папы помогите!
Собирают мячики в корзину
Звучит гром и шум дождя, зайчик и белочка достают зонтики
Зайчик:
Капля капнула из тучки,
Дождик собирается,
Только зря он нас, ребята,
Намочить старается.
Под зонтом мы встанем вместе.
Убегай, не стой на месте!
Дети с родителями прячутся под зонтиками
Белочка:
Ребята, после дождя появляется солнышко!
Зайчик:
Что-то я его не вижу!
Солнышко! (зовет его, ищет)
Белочка:
Нет нигде солнышко! (грустно)
Ребята, а давайте с вами сделаем сами солнышко!
Для этого мы приглашаем вас к столу.
Но прежде, чем начнем, давайте поиграем с мячиками.
Гимнастика для рук, с помощью массажных мячиков
«Гладь мои ладошки еж
Ты колючий, ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!»
Зайчик:
Вам необходимо сделать лучики для солнышка, а родители вам будут помогать.
Показываем образец, под музыкальное сопровождение выполняется задание, когда все работы готовы на экране появляется солнышко
Зайчик:
Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, а вот и наше солнышко!
Белочка:
Засиделись вы уже, давайте поиграем!
Посмотрите, тут река,
Широка и глубока.
Чтобы дальше нам пойти,
Надо речку перейти.
Будем весело играть и под речкой пробегать!
Как под речкой пробежите,
Так сокровище найдите.
Игра «Речка» Белочка и зайчик держат ткань с разных сторон и, то поднимая то, опуская, создают имитацию волны. Под конец игры белочка рассыпает картонные монетки, и дети их собирают в красивую коробочку копилку.
Зайчик:
Все монетки подобрали, ни одной не потеряли?
Маму с папой за руку возьмем, и в копилку их кладем!
Пока дети с родителями собирают монетки, подготавливается следующее задание с прищепками
Белочка:
Ребята посмотрите, что мы для вас приготовили! Уважаемые родители присаживайтесь с детьми в круг.
Дети с родителями рассаживаются на полу
У нас с вами здесь много разных животных, но у них чего-то не хватает у божьей коровки - лапок, у зайчика – хвостика и ушек, у котика- хвостика, а у ежика – иголок. Давайте при помощи прищепок сделаем им и хвостик, и ушки, и лапки. Но для начала сделаем зарядку для наших пальчиков, повторяйте за мной:
В прятки пальчики играли,
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали!
Сгибаем и разгибаем пальцы рук
Молодцы, теперь приступаем к заданию.
Показывает образец
Зайчик:
Молодцы!
Наши звери не унывают,
Вместе весело играют,
Будем с ними мы играть,
Будем пузыри пускать!
Белочка и зайчик пускают мыльные пузыри, под музыкальное сопровождение
Зайчик:
Нам пора прощаться,
И домой всем возвращаться.
Белочка:
Ручками помашем,
До свидания скажем!
Герои уходят
Родителям раздаются брошюры «Игры на развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет» (приложение 3).
Используемая литература
1. Котова Л. В.Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО по развитию мелкой моторики рук у детей, г. Самара, - 2014.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 П.НЕФТЯНИКОВ»
Мастер-класс:
«Арт-терапия, как способ снятия агрессивности
у детей дошкольного возраста»
Подготовил: педагог-психолог
Баховец М.А
Каргасок, 2016
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Арт-терапия, как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста».
Очень часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной не только на окружающих, но и на себя). Устранить проявление агрессии направленной в свой адрес, это первый шаг к устранению агрессии направленной на окружающих.
Исследования психологов показывают, что агрессивность, закладывающаяся в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни.
В своей работе я использую такие виды терапии, как сказко-терапия, песочная терапия и арт-терапия. Испробовав многие техники в работе с такими детьми, я пришла к выводу, что таких детей нужно увлекать чем-то необычным, не стандартным и интересным для него. Более подробно, я бы хотела остановиться на арт-терапии.
Итак, что такое Арт-терапия?
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это рисование не только традиционными способами (гуашь, акварель, карандаши восковые и простые цветные), но и не стандартными (сухие листья, мятые листы, рисование на мокрой поверхности, отпечатки, чернильные пятна и многое другое). Ребенок более охотно включается в процесс, который ему не знаком.
Как только ребенок начинает творить, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.
И сейчас, я бы хотела продемонстрировать вам одну из таких техник- это рисование жидким цветным соленым тестом. Хотя поделки и картины из соленого теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что, сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками, такая техника исполнения набирает все большую популярность.
В состав такого теста входит мука, соль, вода и клей ПВА, готовую массу подкрашиваем нужным нам цветом, при помощи гуаши (или пищевыми красителями). Все необходимо перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово. Вместо кисточки, мы будем использовать ложечку, стеку и тонкую палочку.
Основа, на которой следует рисовать должна быть плотной, это может быть прессованный картон, пластмассовая тарелочка и даже стекло, на котором мы сегодня и будем рисовать. Для того чтобы рисование было безопасным, мы будем использовать рамки для фотографий, где края стекла защищены рамкой (далее участникам предлагается выбрать рамку). Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее.
Мы будем рисовать «Цветочную полянку» (показывается заготовленная работа).
Пошаговая работа:
1. Рисуем фон для композиции «Цветочная полянка»
- Для выполнения композиции используем основу из стекла.
- Для выполнения фона наносим чайной ложкой капли жидкого цветного соленого теста нужного оттенка. Выравниваем фон по всей поверхности.
2. Рисуем цветы по залитому фону
- На полужидкий цветной фон чайной ложкой наносим «кляксочки» ярких оттенков для создания цветов.
- Острым концом палочки от каждой цветовой «кляксы» тянем лепесточки, добавляя при необходимости другие оттенки в каждый цветок.
- Цветы можно нарисовать двумя способами:
-к центру
-от центра
3. Рисуем листья.
- Листья получаем таким же методом.
- Чайной ложкой наносим капли жидкого зеленого теста разных оттенков, а палочкой растягиваем эти капли по форме задуманного листочка.
- На листочек добавляем капельным способом 2-ой, а по желанию и 3-ий оттенок, и стекой прорисовываем, как пером прожилки, смешивая эти оттенки в интересные узор.
- Рисовать также можно от центра и в центр.
4. Завершающий этап.
- Для завершения работы подчеркиваем теневую, освещенную сторону цветов.
- Участники сами могут добавить свои работы разными элементами (бабочка, божья коровка и т.д.).
При высыхании жидкого цветного соленого теста, соль дает очень интересный эффект инея, она кристаллизуется и сверкает.
Работу, нарисованную жидким цветным соленым тестом, можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течение 1-2 суток. Тесто, которое осталось, плотно закрываем крышками, и храним в прохладном месте (до двух недель).
ИТОГ
Таким образом, арт-терапия:
- Создает положительный эмоциональный настрой;
- Позволяет обратиться к внутренним проблемам ребенка, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
- Развивает чувство внутреннего контроля, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния, способствует творческому самовыражению;
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений!
Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Буду рада, если данная методика поможет вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать их поведение (Раздать брошюры).
Теперь, Уважаемые коллеги прошу оценить мастер-класс, для этого вам необходимо прикрепить к нашему будущему цветку лепестки. А цвет лепестка вы выберете сами.
Красный цвет – Я получил удовольствие от мастер-класса!
Синий цвет – Узнал что-то новое!
Белый цвет – Мне все знакомо!
Спасибо за внимание!
Самоанализ мастер-класса для педагогов на тему
«Арт-терапия, как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс разработан для педагогов МБДОУ с соответствием заявленного опыта работы.
Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах организации взаимодействия и коррекции агрессивного поведения у детей.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами и методами работы с жидким цветным соленым тестом создания растительных и цветочных элементов при помощи рисования жидким цветным соленым тестом.
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение участниками методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. 3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
При разработке мастер-класса учитывались следующие принципы:
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип психологической комфортности (создание на занятиях благоприятного эмоционального настроя педагогов).
Методы:
- Словесный (беседа, объяснение, рассуждение);
- Наглядный (показ, наблюдение);
- Практический.
Приемы:
- приемы эмоциональной заинтересованности;
- вопросы;
- поощрение.
Структура мастер-класса:
I. Подготовительный этап
- Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
- Постановка целей и задач мастер-класса.
- Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, салфетки, основа).
- Оформление помещения творческими работами детей.
II. Основной этап
- Практическая часть, которая включает в себя организацию и проведение мастер – класса (рассказ об особенностях методики и о новых формах работы с жидким цветным соленым тестом, а также коллективная работа «Цветочная полянка»).
- Рефлексия для педагогов.
III. Заключительный этап
Продолжительность: 15 минут
Количество участников: 6 педагогов
Оборудование: компьютер, проектор, жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, тонкие палочки, салфетки, основа, музыкальное сопровождение.
На протяжении всего мастер-класса у педагогов поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности (наглядная, слушание, практическая).
Педагоги сами являлись активными участниками мастер-класса, что позволило сохранить положительный эмоциональный настрой. Цель достигнута, задачи решены.
Арт-терапия в работе с агрессивными детьми (DOCX, 0.03 Мб.)