Педагогическая копилка
Упражнения для тренировки артикуляционного аппарата в младшем дошкольном возрасте
Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной чистой речи? Сделать это в состоянии не только учителя-логопеды и воспитатели детского сада, но родители тоже не должны оставаться в стороне. Одним из самых доступных средств ее решения является артикуляционная гимнастика.
Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействие на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, чтобы добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.
Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже детьми первой младшей группы?
Посадите ребенка в удобном месте. Можно приготовить для каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу. Уточните с ребенком, где находится язычок и его кончик, где губки, зубки, щечки. Познакомьте малыша с некоторыми упражнениями артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты в трубочку, язык поднят вверх или опущен вниз, двигается в стороны, щелкает.
Затем начинайте интересную игру «Веселый зоопарк».
Игра «Веселый зоопарк».
«Рыбка»
Рыбка ротик открывает, (ребенок широко открывает и закрывает рот)
Говорить она желает.
«Добрый тигренок»
Наш тигренок не кусается, ( ребенок растягивает губы в улыбке)
Наш тигренок улыбается.
«Слоник»
Тянет слоник хоботок — (ребенок вытягивает губы трубочкой).
Так он воду достает.
«Киска».
Тише, киске нелегко, (ребенок, открыв рот, выполняет движения языком вперед-назад)
Она лакает молоко.
«Любопытный гусь»
Шейку вытянул гусак (ребенок вытягивает вперед узкий кончик языка)
Вот так, вот так.
«Лошадка»
К нам лошадка скачет. (ребенок щелкает языком, широко открыв рот)
Что же это значит?
«Обезьянка»
Обезьянка — озорница (ребенок улыбается и произносит пя-пя-пя, зажимая широкий кончик языка зубками)
Может целый день дразнится.
«Мишка-сладкоежка»
Мишка очень любит мед, (ребенок открывает рот, облизывает верхнюю и нижнюю губу)
Он сейчас его слизнет.
«Лягушка»
На обед себе лягушка (ребенок кончиком языка касается верхней губы)
Ловит комара и мушку.
«Попугай»
Попугай волнистый мой (ребенок, открыв рот, выполняет движения языком вправо и влево)
Вечно крутит головой.
«Жираф»
У жирафа голова (ребенок, широко открыв рот, достает кончиком языка до неба)
Достает до потолка.
«Озорной щенок»
А щенок по кличке Шарик (ребенок надувает и сдувает щеки).
Все гонял воздушный шарик. Только лапой Шарик топнул,
И воздушный шарик лопнул.
«Ежик»
А у ежика иголки (ребенок дотрагивается кончиком языка до внутренних правой и левой щеки)
Ох как колки! Ох как колки!
«Усталый лосенок»
Лосенок высунул язык, (ребенок, открыв рот, улыбаясь, показывает широкий расслабленный язык)
Он долго бегать не привык.
При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком. Каждое повторяется несколько раз.
Выбирая игрушки, ребенок сам определяет последовательность заданий и поэтому чувствует себя самостоятельным и свободным.
Благодаря такой организации, можно добиться хороших результатов в развитии артикуляционного аппарата и красивой речи!
Дата публикации:30.10.2015 г.
Очень часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же оно означает? Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
В последние годы в нашей стране наметилась тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны прежде всего с неблагополучными экологическими условиями, а также с различными инфекциями.
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Так что же такое «мелкая моторика»? Физиологи под этим выражением подразумевают движения мелких мышц кистей рук. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко, поэтому стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки потребуются ребенку чтобы рисовать, одеваться, писать и т.д.
Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Поэтому очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы рук ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая речь.
Педиатры, а также логопеды рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные улучшают память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук и, самое главное, речь. Главную роль тут играют движения пальцами.
Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали ее в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст ее таков: «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила.» Дальше идет перечисление всех ее деток, которых сорока накормила кашей, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка.
Еще одной распространенной игрой являются «Фонарики». Текст таков: «Фонарики зажглись! Фонарики погасли!» Сначала сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются (зажглись), затем пальцы сжимаются в кулак (погасли)
Также можно поиграть с ребенком в «Печем блины». Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола — подойдут и коленки. Приговариваем: Мама нам пекла блины очень вкусные они. Встали мы сегодня рано (потягиваемся) и едим их со сметаной (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду).
Еще одна очень полезная пальчиковая игра «Заготавливаем капусту». Делаем движения с проговариванием : Мы капусту рубим, рубим (сжимаем пальцы в кулаки — одновременно на двух руках). Мы морковку трем, трем!(одна рука в кулаке — «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки). Мы капусту солим, солим! Мы капусту жмем, жмем!"
Чем же еще можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
-Запускать пальцами мелкие волчки;
-разминать пальцами пластилин глину;
-сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
-двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой;
-показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
-показать отдельно только один палец — большой;
-махать в воздухе только пальцами;
-кистями рук делать «фонарики»;
-собирать все пальцы в щепотку (пальцы собрались вместе — разбежались);
-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
-резать ножницами и многое другое.
Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д. А если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу 2 задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Дата публикации: 30.11.2015 г.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. А начинается этот переход с выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, с усвоением большого количества новой информации, но кроме этого детям приходится много писать. Не каждый ребенок способен длительное время правильно удерживать в руках карандаш или ручку. И для того, чтобы дети с удовольствием и огромным желанием трудились в тренажерах правописания, необходимо заранее готовить руку ребенка к письму.
письмо (DOC, 0.47 Мб.)
Дата публикации: 29.10.2016 г.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации — прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Гимнастика для пальчиков
1. «Посчитать пальчики». Выпрямлять пальчики по одному и считать их. Рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.
2. «Человечек». Сидя за столом, изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, затем левой руки.
3. «Очки». Изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.
4. «Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
5. «Гнездо». Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.
6. «Корни растения». Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
7. «Паук». Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.
8. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.
«Сорока-белобока»
Сорока — белобока кашу варила, детей кормила, (взрослый щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинец ребенка)
Этому дала, (загибает безымянный палец)
Этому дала, (загибает средний палец)
Этому дала, (загибает указательный палец)
Этому не дала — (вертит большой палец)
Ты сын мал, Круп не брал,
По воду не ходил —
Тебе каши не дадим! (щекочет ребенка)
Этот пальчик
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик — дедушка (разгибают большой палец)
Этот пальчик — бабушка (разгибают указательный палец)
Этот пальчик — папочка (разгибают средний пальчик)
Этот пальчик — мамочка (разгибают безымянный палец)
Этот пальчик — наш малыш (разгибают мизинец)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Самомассаж колючим шариком «Су-джок» для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук.
Выполняем движения в соответствии с текстом
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В ручку правую возьмем,
В кулачок его сожмем.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В ручку левую возьмем,
В кулачок его сожмем.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
Упражнения с бумагой
1) мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полоски. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая полоски из коробки.
Дата публикации:26.01.2017 г.
Задачи:
- «Социально-коммуникативное развитие»: формирование эмоционального отклика на художественный образ;
- «Познавательное развитие»: приучение детей слушать и понимать сказку; формировать навык действовать в соответствии со словами текста;
- «Речевое развитие»: способствовать активному запоминанию текста сказки и стихов, произношению знакомого текста с разной интонацией;
- «Художественно-эстетическое развитие»: воспитание интерес к русским народным сказкам;
- «Физическое развитие»: развитие мелкой моторики пальцев и координации движений, развитие артикуляционного аппарата.
Оборудование и материалы: теремок, магнитофон, аудиоколонки, проектор, игрушки: медведь, волк, лиса, заяц, мышка, лягушка, корзина с шишками, листьями и 2 ведерка, игрушки мышки, краски, изображение рыбки, лягушки с комарами, карандаши, влажные салфетки, тычки, сенсорные шарики, подборка музыкальных игр для сказки, аудио сопровождение сказки, столы, стулья.
Предварительная работа: Чтение стихов, рассказывание сказки «Теремок», показ театра по сказке. Разучивание пальчиковых игр.
Ход занятия
Логопед: Тише, тише, не шумите
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса...
Сказка спряталась пока!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок — не высок!
— Кто же в этом домике живет? Сейчас мы и узнаем.
Логопед выносит игрушку мышку. Давайте с мышкой поиграем (проводится пальчиковая гимнастика)
Вот как наши ребятишки
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
— Посмотрите ребята, сколько здесь мышек! Мышки приготовили для вас задание: скрутить длинный хвостик и поймать мышку (дети с помощью родителей выполняют задание).
Во время выполнения задания логопед рассказывает о необходимости развития мелкой моторики. Как она способствует на развитие речи, какие еще аналогичные игрушки можно сделать своими руками.
Логопед: — Ребята посмотрите, а в теремочке лягушка живет (логопед выставляет игрушку лягушки). Лягушка-квакушка, просит всех поквакать. Рот у лягушки большой. Давайте покажем как лягушка квакает? (дети вместе с родителями квакают). Рот лягушка открывает широко. Давайте теперь попрыгаем как лягушки (включается видео-презентация «Лягушачий хор» (музыка Сергея Халаимова, слова Натальи Майер), дети прыгают под музыку).
Логопед: — Ребята лягушки очень любят ловить комаров, давайте им поможем поймать всех комаров. Для этого необходимо на листах, где изображена лягушка провести карандашом прямые линии ко всем комарам (дети под руководством родителей выполняют задание).
В это время логопед рассказывает, что такие элементарные упражнения, как, подражая звукам лягушек, развивает у детей артикуляционную моторику, что также способствует развитию речи детей. А рисование карандашами, способствует развитию графомоторных навыков, что благотворно влияет на развитие ребенка.
Логопед: — А в теремочке еще кто-то живет! Кто же это? (Зайчик) Зайчик очень любит играть,он хочет, чтобы мы все вместе поиграли.
Проводится игра «Зайка беленький сидит».
Зайка серенький сидит, И ушами шевелит.
(делают руками ушки на голове и ими шевелят) Вот так, вот так Он ушами шевелит.
(2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки погреть.
(хлопают в ладоши) Вот так, вот так, Надо лапоньки погреть.
(2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать (прыгают) Вот так, вот так, Надо зайке поскакать. (2 раза) Кто-то зайку испугал. Зайка прыг и убежал (дети убегают к своим родителям).
Логопед: — Ребята, а что любят зайцы? (морковку) Ну конечно — морковку, подарим зайчику морковку? (Да)
Предлагается задание: из заранее подготовленного атрибута (воздушный шарик наполненный мукой), вытянуть морковку для зайчика (родители помогают своим детям).
Логопед рассказывает родителям о том, что подобные упражнения развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию силы в руках. А также о том, что подобные игрушки легко изготовить в домашних условиях совместно с ребенком. Воздушные шарики можно наполнить не только мукой, но и различными крупами и создать свою собственную коллекцию сенсорных массажеров.
Логопед: — Посмотрите ребята, а в теремочке еще лисичка живет. Хитрая, рыжая, игривая, давайте поздороваемся с лисой. Лиса очень любит печь пирожки, давайте поможем ей, но сначала поиграем с пальчиками. Проводится пальчиковая игра: «Про лисичку».
Бежит лиса по мостику.
Метет перила хвостиком. А навстречу зайчики,
Маленькие пальчики. «Не боимся мы лису,
Быстро спрячемся в лесу!»
Логопед: — А теперь поможем лисичке испечь пирожки, проводится музыкальная игра.
Я пеку, пеку, пеку,
Всем друзьям по пирожку.
Пирожок для мышки,
Для заиньки-малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка съешь и ты, дружок,
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная еда. (Автор слов Олег Павлов, музыки Амир Исламов.
Логопед: — А здесь еще один зверь поживает! Это.......... (волк). В этой сказке волк очень добрый. Он просит нас раскрасить для него рыбку. Проходите за столы.
Детям совместно с родителями предлагается раскрасить с помощью метода «Тычка» картинку рыбку из раскраски «Рисуем пальчикам», авт. Ерылаков И., Хачатрян П., 2014 г
Логопед: — А в теремочке еще живет медведь косолапый. Покажите, как он ходит (дети показывают, как ходит медведь: косолапо, вразвалку. Включается песня, автор слов А Усачев, музыки В Годлевский).
«Мишка косолапый по лесу идет»
Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!
Логопед: — Поиграли мы с медведем, а теперь давайте ребята поможем медведю собрать шишки и листья.
Логопед: — Жили звери, не тужили! Но что же произошло, в этой сказке? (Теремок сломался). Сначала звери поссорились, а потом решили новый теремок строить, все вместе. И построили лучше прежнего. И стали дружно жить-поживать и добра наживать.
Давайте и мы с вами тоже построим свой большой теремок (дети все вместе строят теремок из кубиков).
Подведение итогов.
Логопед: «Сказки дарят нам чудеса, без сказки людям прожить нельзя. Пора со сказкой прощаться нам. До встречи скажем мы всем друзьям! До новых встреч!». Уважаемые родители, занимайтесь и развивайте своих детей. И на память о нашей встрече я приготовила для вас памятки-буклеты.
Дата публикации: 26.01.2016
Задачи:
- «Социально-коммуникативное развитие»: формирование эмоционального отклика на художественный образ;
- «Познавательное развитие»: приучение детей слушать и понимать сказку; формировать навык действовать в соответствии со словами текста;
- «Речевое развитие»: способствовать активному запоминанию текста сказки и стихов, произношению знакомого текста с разной интонацией;
- «Художественно-эстетическое развитие»: воспитание интерес к русским народным сказкам;
- «Физическое развитие»: развитие мелкой моторики пальцев и координации движений, развитие артикуляционного аппарата.
Оборудование и материалы: теремок, магнитофон, аудиоколонки, проектор, игрушки: медведь, волк, лиса, заяц, мышка, лягушка, корзина с шишками, листьями и 2 ведерка, игрушки мышки, краски, изображение рыбки, лягушки с комарами, карандаши, влажные салфетки, тычки, сенсорные шарики, подборка музыкальных игр для сказки, аудио сопровождение сказки, столы, стулья.
Предварительная работа: Чтение стихов, рассказывание сказки «Теремок», показ театра по сказке. Разучивание пальчиковых игр.
Ход занятия
Логопед: Тише, тише, не шумите
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса...
Сказка спряталась пока!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок — не высок!
— Кто же в этом домике живет? Сейчас мы и узнаем.
Логопед выносит игрушку мышку. Давайте с мышкой поиграем (проводится пальчиковая гимнастика)
Вот как наши ребятишки
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
— Посмотрите ребята, сколько здесь мышек! Мышки приготовили для вас задание: скрутить длинный хвостик и поймать мышку (дети с помощью родителей выполняют задание).
Во время выполнения задания логопед рассказывает о необходимости развития мелкой моторики. Как она способствует на развитие речи, какие еще аналогичные игрушки можно сделать своими руками.
Логопед: — Ребята посмотрите, а в теремочке лягушка живет (логопед выставляет игрушку лягушки). Лягушка-квакушка, просит всех поквакать. Рот у лягушки большой. Давайте покажем как лягушка квакает? (дети вместе с родителями квакают). Рот лягушка открывает широко. Давайте теперь попрыгаем как лягушки (включается видео-презентация «Лягушачий хор» (музыка Сергея Халаимова, слова Натальи Майер), дети прыгают под музыку).
Логопед: — Ребята лягушки очень любят ловить комаров, давайте им поможем поймать всех комаров. Для этого необходимо на листах, где изображена лягушка провести карандашом прямые линии ко всем комарам (дети под руководством родителей выполняют задание).
В это время логопед рассказывает, что такие элементарные упражнения, как, подражая звукам лягушек, развивает у детей артикуляционную моторику, что также способствует развитию речи детей. А рисование карандашами, способствует развитию графомоторных навыков, что благотворно влияет на развитие ребенка.
Логопед: — А в теремочке еще кто-то живет! Кто же это? (Зайчик) Зайчик очень любит играть,он хочет, чтобы мы все вместе поиграли.
Проводится игра «Зайка беленький сидит».
Зайка серенький сидит, И ушами шевелит.
(делают руками ушки на голове и ими шевелят) Вот так, вот так Он ушами шевелит.
(2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки погреть.
(хлопают в ладоши) Вот так, вот так, Надо лапоньки погреть.
(2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать (прыгают) Вот так, вот так, Надо зайке поскакать. (2 раза) Кто-то зайку испугал. Зайка прыг и убежал (дети убегают к своим родителям).
Логопед: — Ребята, а что любят зайцы? (морковку) Ну конечно — морковку, подарим зайчику морковку? (Да)
Предлагается задание: из заранее подготовленного атрибута (воздушный шарик наполненный мукой), вытянуть морковку для зайчика (родители помогают своим детям).
Логопед рассказывает родителям о том, что подобные упражнения развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию силы в руках. А также о том, что подобные игрушки легко изготовить в домашних условиях совместно с ребенком. Воздушные шарики можно наполнить не только мукой, но и различными крупами и создать свою собственную коллекцию сенсорных массажеров.
Логопед: — Посмотрите ребята, а в теремочке еще лисичка живет. Хитрая, рыжая, игривая, давайте поздороваемся с лисой. Лиса очень любит печь пирожки, давайте поможем ей, но сначала поиграем с пальчиками. Проводится пальчиковая игра: «Про лисичку».
Бежит лиса по мостику.
Метет перила хвостиком. А навстречу зайчики,
Маленькие пальчики. «Не боимся мы лису,
Быстро спрячемся в лесу!»
Логопед: — А теперь поможем лисичке испечь пирожки, проводится музыкальная игра.
Я пеку, пеку, пеку,
Всем друзьям по пирожку.
Пирожок для мышки,
Для заиньки-малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка съешь и ты, дружок,
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная еда. (Автор слов Олег Павлов, музыки Амир Исламов.
Логопед: — А здесь еще один зверь поживает! Это.......... (волк). В этой сказке волк очень добрый. Он просит нас раскрасить для него рыбку. Проходите за столы.
Детям совместно с родителями предлагается раскрасить с помощью метода «Тычка» картинку рыбку из раскраски «Рисуем пальчикам», авт. Ерылаков И., Хачатрян П., 2014 г
Логопед: — А в теремочке еще живет медведь косолапый. Покажите, как он ходит (дети показывают, как ходит медведь: косолапо, вразвалку. Включается песня, автор слов А Усачев, музыки В Годлевский).
«Мишка косолапый по лесу идет»
Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!
Логопед: — Поиграли мы с медведем, а теперь давайте ребята поможем медведю собрать шишки и листья.
Логопед: — Жили звери, не тужили! Но что же произошло, в этой сказке? (Теремок сломался). Сначала звери поссорились, а потом решили новый теремок строить, все вместе. И построили лучше прежнего. И стали дружно жить-поживать и добра наживать.
Давайте и мы с вами тоже построим свой большой теремок (дети все вместе строят теремок из кубиков).
Подведение итогов.
Логопед: «Сказки дарят нам чудеса, без сказки людям прожить нельзя. Пора со сказкой прощаться нам. До встречи скажем мы всем друзьям! До новых встреч!». Уважаемые родители, занимайтесь и развивайте своих детей. И на память о нашей встрече я приготовила для вас памятки-буклеты.
Дата публикации: 26.01.2016
Развитие мелкой моторики рук детей необходима для общего развития ребенка, так как ему понадобятся точные координированные движения при выполнении различных бытовых действия. Речевая способность зависит не только от речевого аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие психические процессы: мышление, внимание, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у ребенка ловкие, подвижные пальчики, то речь будет развиваться правильно.
Пальчиковые игры с различными предметами (су-джок, массажерами, шишками и т.д.) — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом создания своими руками сенсорных-массажеров. Эти массажеры легко изготовить в домашних условиях совместно с ребенком.
2017_01_sensornyj (PPT, 3.44 Мб.)
Дата публикации: 26.01.2017 г.
Человек наделен от природы чудесным даром — голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Голос — визитная карточка каждого человека.
2017_buklet_golos (DOC, 0.08 Мб.)
2017_konspekt_golos (DOC, 0.33 Мб.)
Дата публикации:07.03.2017 г.
Задачи во взаимодействии с родителями:
— получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;
— оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.
Задачи для воспитанников:
- «Социально-коммуникативное развитие»: формирование эмоционального отклика на художественный образ;
- «Познавательное развитие»: помогать детям находить выразительные средства игрового образа персонажей, пользуясь для этого мимикой, жестами, выразительной интонацией;
- «Речевое развитие»: способствовать активному запоминанию текста сказки и стихов, произношению знакомого текста с разной интонацией;
- «Художественно-эстетическое развитие»: воспитание интерес к русским народным сказкам;
- «Физическое развитие»: развитие мелкой моторики пальцев и координации движений, развитие артикуляционного аппарата.
Оборудование и материалы: теремок, магнитофон, аудиоколонки, проектор, презентация, фильмоскоп, пленка сказки репка, цветные карандаши, вата, влажные салфетки, раздаточный материал, музыкальные инструменты, зеркала, подборка музыкальных игр для сказки, аудио сопровождение сказки, столы, стулья.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр.
Скачать конспект занятия (DOC, 0.46 Мб.)
Скачать буклет «Развитие речи дошкольников» (DOC, 2.32 Мб.)
Дата публикации: 29.10.2017 г.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
В речевом процессе участвуют:
Артикуляционная гимнастика может проводиться:
— фронтально (с группой);
— индивидуально;
— подгруппой (3-4 человека).
Артикуляционная гимнастика бывает:
- Пассивная
- Активная
Артикуляционная гимнастика делится на:
- Статические — удержание органов артикуляции в определенной позе;
- Динамические — многократное повторение одного и того же движения
- Комбинированные — статические и динамические объединённые в единые динамические комплексы, необходимые для развития навыка плавного переключения с одного движения на другое.
Методика проведения артикуляционной гимнастики.
Работа организуется следующим образом.
- · логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;
- · предлагает образец выполнения упражнения;
- · контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.
Важно не количество упражнений, а качество их выполнения. Педагог должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:
— точность движения,
— плавность,
— темп выполнения,
— устойчивость,
— переход от одного движения к другому.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становиться непринужденными.
Требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку (улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай).
- Комплекс артикуляционной гимнастики длится не более 5-7 минут.
- Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в медленном темпе.
- Количество выполняемых упражнений не более 8-12, в счет от 7 до 10.
- Соблюдать правила личной гигиены. У детей должны быть чистые салфетка или платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки.
- Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положение у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом
С активным использованием зрительного контроля. Ребенок должен хорошо видеть лицо
взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом или ручным зеркалом. После заучивания, упражнения выполняются без зеркала, лицом к педагогу.
Каждое артикуляционное упражнение имеет название, для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка. (Показ картинок для артикуляционной гимнастики).
Подготовила учитель-логопед
Рудикова Е.С.
Цель: показать приемы и способы развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с играми и упражнениями, направленными на развитие речи дошкольников, которые можно организовать с детьми в детском саду и домашних условиях;
2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Оборудование: компьютер, экран, аудио колонки, музыка для пальчиковой гимнастики, мольберт, ватман, картина яблони, прищепки, силуэт ежа без иголок, цветная бумага, палочки для воздушных шаров, двухсторонний скотч.
Ход мастер класса
Одной из главных задач ФГОС ДО — это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и компетентности родителей в вопросах развития и образования. Самым эффективным и современным направлением взаимодействия с родителями считаю непосредственное вовлечение их в образовательный процесс детского сада так, чтобы родители и другие члены семьи могли внести свой вклад в коррекционную, образовательную и воспитательную работу.
Сотрудничество с родителями в условиях детского сада представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых проблем ребёнка в современных формах организации деятельности.
Благодаря совместным занятиям, мастер-классам, формирую у родителей активность, осознанность, самостоятельность, компетентность и понимание собственной роли в коррекционно-образовательном процессе.
В свою работу простроила на 4 компонентах совместного сотрудничества
- Целевой компонент «Для чего делать?», отражает те ориентиры, к которым необходимо стремится,
- Теоретический компонент «Как правильно делать?», здесь заложены труды педагогических ученых, набирая знания этого компонента я придерживаюсь одного правила «Я — знаю, вам расскажу, а захочешь научу»
- Организационный компонент «Где делать?», особенности реализации, то есть работа не только в образовательном пространстве детского сада, но и в семье
- Содержательный компонент «Что делать?», представлен практической работой, с некоторыми я сегодня вас познакомлю.
Сегодня я продемонстрирую вам некоторые приемы и средства, с помощью которых развивается речь детей.
Уважаемые взрослые, все дети любят сказки и это не секрет. Совместные занятия с детьми и родителями стараюсь строить по мотивам известных детям сказок. А бывает, что в ходе совместной работы мы придумываем новые интересные сказки.
Сейчас мы все вместе попробуем сочинить сказку.
Сегодня на мастер-класс я пришла не одна, а вот с этим человечком. Я пока не знаю ни как его зовут, ни сколько ему лет, что любит делать, я даже не знаю, мальчик это или девочка, вместе с вами мы оживим этого человечка. Я приглашаю выйти сюда художников.
— Вы любите рисовать? (ответы педагогов)
— Когда-нибудь пробовали рисовать двумя руками одновременно? (ответы педагогов)
— Сегодня это будете делать впервые, а мы поддержим вас. Возьмите в руки сразу 2 маркера, я сейчас покажу (показ). Начинайте творить образ.
— Откройте нам секрет кто это будет.
Художники рисуют, остальные в диалоге.
Вопросы педагогам
— Как зовут нашего.....
— Сколько ему лет?
— Где он живет?
— Что он больше всего не любит делать?
— Какая у него любимая игра?
— Какое у него любимое блюдо?
Спасибо сценаристам, художники заканчивают.
Доброе утро.... Удивительная история произошла с нашим.... как-то раз. Ранним осенним утром нашего.... Мама повела в детский сад и когда они проходили мимо яблони он увидел, что на яблоне появились.....? А какие они яблоки? На что они были похожи?
— И тут ....задумался, а сколько же может появиться яблок на одном дереве?
Садовники приглашаю вас, ваша задача как можно больше прикрепить яблок к дереву, за то время пока зал считает. Замечательно, давайте сосчитаем сколько яблок получилось.
— Прошу вас привести столько положительных доводов, о том, что стоит дерево.
— Это хорошо потому что.....
— Спасибо вам большое, это было очень интересно.
— Сосчитал .... Яблочки посмотрел вниз и увидел старого знакомого ежика Трифона, почти каждое утро ... встречаются с ежиком у этой яблони.
— Привет Трифон, радостно воскликнул...., привет грустно пробурчал ежик?
— Что случилось Трифон? А как вы думаете, что могло произойти?......
— Ни чего не расстраивайся, у меня есть запасные иголки.
— Но ведь, чтобы они держались необходимо волшебство, не расстраивайтесь коллеги в нашем зале есть волшебник, прошу выйдите к нам.
Совершите магические мановения и прикрепите иголки к ежу, проговаривая заклинание, каждая иголочка это что то интересное из жизни ежа, например еж живет в жилище, которое называется гнездо, пожалуйста...
— Ежик очень обрадовался своим новым иголкам и захотел отблагодарить ...., ведь он был очень вежливым ежиком.
— Чем я могу порадовать тебя, спросил еж.....
— Хочу снова лето, сказал ...... Ежик сначала расстроился ведь он не может повернуть ход времен года, но он нашел выход возьмите пожалуйста в руки листы бумаги, сверните их пополам и постарайтесь превратить их в бабочек, снимаем клейкую пленку и посадим бабочек на волшебные палочки, замечательная весенняя полянка получилась......
— Вот такая удивительная история произошла с ..... Сейчас давайте придумаем название нашей сказки как она могла бы называться
Варианты......
— На протяжении всех занятий у нас тайные помощники, вы догадались о чем речь? (руки) Покажите их, поблагодарите их (хлопают), давайте подарим им зажигательный танец.
Пальчиковая гимнастика «Лезгинка», мы с ..... прощаемся с вами и желаем вам всего доброго!
Скачать конспект (DOC, 0.05 Мб.)
Подготовила:
Рудикова Екатерина Сергеевна
4 апреля нарядные, воодушевленные и радостные ребята из подготовительных групп «Солнышко» и «Колокольчики» спешили в музыкальный зал нашего детского сада на творческий конкурс чтецов «День рождение детских книжек!». В конкурсе приняли участие 17 воспитанников: Амиров Семён, Андреев Лёша, Баховец Настя, Август Аня, Ткаченко Виталя, Теннисон Вероника, Фокина Наташа, Гришаев Витольд, Вотинова Алёна, Барышев Ваня, Логинов Артём, Вторушин Андрей, Тетеревкова Василиса, Чёрный Влад, Акимов Дима, Терёшкина Алёна, Бахарев Дамир. Оценивало выступления юных конкурсантов жюри в составе: заведующего детским садом Оксана Владимировна Булатова, старшего воспитателя детского сада Анастасия Юрьевна Хлуднева, заведующим библиотекой при культурно-досуговом центре «Геолог» Джахан Сахатовна Антух.
Поддержать конкурсантов пришли их родители, дети и педагоги детского сада. Выступление участников было ярким и интересным! Ведущими конкурса были Марина Алексеевна Баховец и герой мультфильма Незнайка. Они приготовили красивые коробочки, в которых спрятали сюрпризы для всех ребят. Незнайка открывал коробочки одна за другой и доставал сюрпризы, объявлял конкурсные номера и выступающих. Доброжелательная обстановка, громкие аплодисменты воодушевляли юных чтецов. И каждый прочесть свое стихотворение старался лучше всех! Все выступающие волновались и с нетерпением ждали результаты. Места распределились следующим образом.
Участниками конкурса стали: Логинов Артём, Баховец Настя, Тетеревкова Василиса, Теннисон Вероника, Амиров Семён, Терёшкина Алёна, Акимов Дима, Гришаев Витольд, Барышев Ваня.
Грамотами в номинациях были отмечены следующие выступающие: душевное стихотворение – Андреев Лёша, артистичное стихотворение – Фокина Наташа, эмоциональное стихотворение – Вотинова Алёна, лиричное стихотворение – Вторушин Андрей, веселое стихотворение – Чёрный Влад.
Дипломами за призовые места награждены:
3 место - Ткаченко Виталя
2 место - Бахарев Дамир
1 место - Август Аня
Поздравляем всех участников конкурса! Желаем новых побед и творческих успехов!
Конспект учителя-логопеда в подготовительной группе совместно с родителями
«Скоро в школу»
Семья для ребенка - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни каждого ребенка и, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Поэтому для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста актуально:
- вовлекать родителей в педагогическую деятельность, а их заинтересованное участие необходимо для развития их собственного ребенка;
- нетрадиционная форма работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и благотворно сказывается на эффективность логопедической работы с дошкольниками.
Цель занятия: повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и семьи в вопросах развития речи детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность учителя-логопеда среди родителей.
Задачи:
- получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в развитии речи;
- оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.
Ожидаемые результаты. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Конспект группового занятия по развитию речи
в подготовительной группе «Звуки [C], [Сь] буква С»
Цель: организовать условия для ознакомления детей со звуками [С], [Сь] и буквой С.
Задачи:
- Познакомить детей со звуками [C], [Сь] буквой С».
- Познакомить детей со слогом, о роли гласных звуков в слогоразделе.
- Закреплять знания детей о согласных и гласных звуках.
- Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
- Развивать умение делить слова на слоги.
- Создать ситуацию успеха и чувства группового единства.
Методы и приемы: словесный, игровой, практический, наглядный.
Технологии: здоровье - сберегающие, ИКТ.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное.
Оборудование и материал: компьютер, экран, презентация столы, стулья, мольберт, звуковые домики, круги синего и зеленого цветов, цветные карандаши, простые карандаши, карточки с заданиями для каждого ребенка, куклы мальчик и девочка.