МБДОУ "Д/с №22 п. Нефтяников"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22 п. Нефтяников"
Добро пожаловать на наш сайт

Психолого-медико-педагогический консилиум

План работы ПМПк на 2018-2019 учебный год
Добавлено: 7 июня 2018 11:25

Презентация
Добавлено: 7 июня 2018 11:26

Отчет психолого-медико-педагогический консилиума за 2017-2018 учебный год
Добавлено: 7 июня 2018 11:25

ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 п. Нефтяников»
Добавлено: 1 марта 2018 18:32

ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 п. Нефтяников»

1. Общие положения

1.1. Психолого-медико-педагогичесий консилиум (далее ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения, воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации.

1.2. ПМПк создается на базе образовательного учреждения приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

1.3. Общее руководство работой ПМПк возглавляется на руководителя образовательного учреждения.

1.4. ПМПк в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставом образовательного учреждения, договорами между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников, ПМПк и ПМПК(комиссией).

1.5. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

2. Основные задачи ПМПк

2.1. Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии.

2.2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов ребенка.

2.3. Выявление резервных возможностей развития ребенка.

2.4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.

2.5. Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребенка, динамику его состояния, уровень успешности. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности.

2.6. Организация взаимодействия между педагогическим составом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.

3. Основные функции ПМПк

3.1.Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения.

3.2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3.3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

3.4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

3.5. Сохранение климата психического комфорта для всех участников педагогического процесса.

4. Структура и организация деятельности ПМПк

В состав ПМПк входят:

4.1. Заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учитель — логопед, педагог — психолог, воспитатель дошкольного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк, врач — педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

При отсутствии специалистов в образовательном учреждении они могут привлекаться к работе ПМПк на договорной основе.

4.2. Специалисты, включенные в ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32.и 54 Закона РФ «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.

4.3. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.

4.4. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка в присутствии родителей (законных представителей).

4.5. Для обследования ребенка на консилиуме должны быть представлены следующие документы:

  • выписка из истории развития ребенка. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке врач (медицинская сестра) консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам с согласия родителей (законных представителей);
  • педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога и воспитателя, работающих с ребенком;
  • свидетельство о рождении;
  • при необходимости творческие поделки.

4.6. Поданным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.

4.7. На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

4.8. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

4.9. В апреле — мае ПМПк анализирует результаты коррекционно — развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении и воспитании.

4.10. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватным индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

4.11. В ПМПк ведется следующая документация:


  • годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
  • журнал записи детей на ПМПк;
  • журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
  • карты развития воспитанника;
  • список специалистов консилиума, расписание их работы;
  • журнал регистрации архива ПМПк;
  • архив ПМПк.

4.12. Архив ПМПк хранится в специально оборудованном месте и выдается только членам ПМПк, о чем в журнале регистрации архива ПМПк делается соответствующая запись.

5. Порядок подготовки и проведения ПМПк

5.1. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

5.2. ПМПк работает по плану, составленному на один год. Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раза в квартал. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
  • выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые ПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей (законных представителей) ребенка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.

Задачами внепланового консилиума являются:

  • решение вопросов о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
  • изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.


5.3. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребенку, проходящему ПМПк и взятому на коррекционно-развивающее обучение и внеурочную коррекционную работу, назначается ведущий специалист.

5.4. Решением консилиума, ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

5.5. Подготовка к проведению ПМПк.

5.5.1. Обсуждение проблемы ребенка на ПМПк планируется не позднее двух недель до даты его проведения.

5.5.2. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

5.5.3. Ведущий специалист составляет список специалистов, участвующих в ПМПк. В него входят специалисты, непосредственно работающие с ребенком и знающие его проблематику.

5.5.4.Данные специалисты, ведущие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за три дня до проведения ПМПк представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка и заключение, в котором должна быть оценена эффективность проводимой развивающей или коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы. Ведущий специалист готовит свое заключение по ребенку с учетом представленной ему дополнительной информации к моменту проведения ПМПк.

5.6. Порядок проведения ПМПк.

5.6.1. ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие — заместителя председателя консилиума.

5.6.2. Председатель консилиума имеет право по согласованию с руководителем образовательного учреждения в разовом порядке назначить временного председателя данного консилиума из числа высококвалифицированных специалистов консилиума.

5.6.3. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании иили коррекционной работе с ребенком, представляют заключение на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры нарушения психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов.

5.6.4. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

5.6.5. При направлении ребенка на ПМПк копия коллегиального заключения дошкольного ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

5.6.6. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через три дня после его проведения и подписывается председателем, всеми членами ПМПк.

6. Права и обязанности специалистов ПМПк

6.1.Специалисты ПМПк имеют право:


  • самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
  • обращаться к педагогическим работникам, администрации образовательного учреждения, родителям (законным представителям) для координации коррекционной работы;
  • проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические);
  • требовать от администрации образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и научно-методической документацией;
  • получать от руководителя образовательного учреждения информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
  • обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, дефектологические учреждения;
  • вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний;
  • обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т.д.


6.2. Специалисты ПМПк обязаны:


  • рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
  • в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
  • принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических кадров;
  • оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально — волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку. Участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного климата в образовательном учреждении, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками;
  • осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно — оздоровительные мероприятия воспитанников;
  • готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья воспитанника для представления на ПМПк, на ПМПК (комиссию).

7. Ответственность специалистов ПМПк

Специалисты ПМПк несут ответственность за:

  • адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
  • обоснованность рекомендаций;
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
  • соблюдение правил и свобод личности ребенка;
  • ведение документации и её сохранность.


Поделиться: