Работа с родителями
Уважаемые мамы и папы! Хорошо, если вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребёнком дома до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Однако прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
— большое настольное зеркало, чтобы ребёнок мог контролировать правильность выполнения им артикуляционной гимнастики;
— настольные игры, «Лото» различной тематики («Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.);
— хорошо также приобрести наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинка);
— разрезные картинки из 2-х и более частей;
— вашим хобби до окончания компенсации недоразвития речи у ребёнка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, каталоги и пр.).
— заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию»;
— для развития мелкой моторики приобретите пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счётные палочки, игры или сделайте их сами;
— тетрадь или альбом для наклеивания картинок и раскрашивания.
Основная трудность для родителей — нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие в Сказочное Королевство» или «в гости к Незнайке». Плюшевый мишка или кукла тоже могут поиграть и «побеседовать» с малышом.
Редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
— игры на развитие мелкой моторики,
— артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
— игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
— игры на формирование лексико-грамматических категорий.
— количество игр — 2-3 в день, не считая игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия можно проводить по дороге домой.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут. Иначе внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию.
Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.
«Когда же можно всё успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено, чтение перед сном становится любимым занятием ребенка — ведь ещё 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребёнком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами или картинками.
Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слова «неправильно»!
Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше ещё раз просто сами повторите образец произношения этого слова. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Всё зависит от вашей фантазии. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
Дата публикации: 29.12.2015 г.
Ребенок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних родителей это тревожит, а другие спокойны, а есть такие родители, которые считают, что со временем их ребенок догонит сверстников. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка. Не позволяет ребенку полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, негативно сказывается на эмоциональном состоянии. Если вовремя помочь ребенку, эти проблемы можно успешно решить. Звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к 6 годам.
Если ребенок плохо проговаривает некоторые звуки, необходимо посещение учителя-логопеда, а также выполнять следующие упражнения дома:
1). Артикуляционная гимнастика: «Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку) «Лошадка» (цокаем язычком). «Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.) «Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до5 сек.) «Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.) и др. Выполнять по 4-5 упр. 2-3 раза в день.
2). Развивать речевое дыхание (дуть в дудочку, сдувать со стола различные легкие предметы, дуть в свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри и воздушный шарик.) Упражнять в протяжном произношении звуков и, у, а, о, а также проговаривать скороговорки.
Дети подготовительной группы должны уметь:
1). Называет свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, место работы. Знать дату рождения. Называть свой адрес. Дом, квартиру, улицу, город (село), столицу, страну. Знать адрес детского сада его номер.
2). Уметь называть обобщающие понятия: животные (называть их детенышей), посуда, мебель, транспорт, обувь, одежда, овощи, фрукты.
3). Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. А также употреблять в речи предлоги: к, от, с, перед, над, из-под, с, от, из-за и т.д.
4). Употреблять в речи антонимы (большой-маленький, низкий-высокий, широкий-узкий и др.).
Дети 6-7 лет могут участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о каком-либо событии.
Для развития связной речи можно использовать следующие задания:
1). Пересказ текста: текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми предложений. Затем ребенку предлагается самостоятельно пересказать текст.
2). Составление рассказа по картинке (по серии картинок, их количество может быть от 3 до 6).
3). Драматизация небольших литературных произведений. Инсценировка может быть с помощью настольного театра, самостоятельно изготовленных фигурок, или самых разнообразных предметов.
4). Чтение литературы детям (сказки, рассказы, стихотворения). Задавать вопросы, побуждающие ребенка к пересказу. А в заключении хочется обратить внимание, что сама корректировка звукопроизношения должна проводится специалистом, а взрослые находящиеся рядом с ребенком могут сделать ее более эффективной. Ведь ребенок способен вмещать столько знаний, сколько мы будем их давать ему, при этом улучшение одной функции улучшает все остальные.
Дата публикации: 26.09.2016 г.
В ноябре 2016 года в младшей группе «Звездочки» состоялось родительское собрание на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». На собрании присутствовали воспитатели, родители, дети, учитель-логопед.
Сначала родителям рассказали, что способствует развитию речи детей младшего дошкольного возраста, а также говорили о возрастных особенностях речи. Беседовали о том, что влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни каждого ребенка и, соответственно в развитии речи родители намного превышают воздействие образовательных учреждений. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности. А родителям необходимо стимулировать желание ребенка говорить, не только словами, но и упражнениями, играми, которые можно изготовить самостоятельно совместно с ребенком.
Закончилось собрание совместным досугом родители-дети-логопед по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Сначала встретила ребят хозяйка теремка Мышка-норушка, которая предложила ребятам поиграть в пальчиковые игры и помочь поймать ее маленьких мышат. Лягушка-квакушка предложила ребятам устроить настоящий «Лягушачий хор», а после увлекательное соревнование по ловле комаров. Зайчик — побегайчик обратился к ребятам с просьбой собрать урожай моркови с его огорода и вместе с ним поиграть в его любимую игру «Зайка беленький». Лисичка сестричка пригласила всех вместе испечь пирожки для мам и всех гостей. Серый волк отправился со всеми вместе на рыбалку за золотыми рыбками. А медведь косолапый пожаловался ребятам, что никак не может собрать шишки в лесу, ребята сразу же откликнулись на его просьбу и помогли медведю.
Интересное и увлекательное было мероприятие, дети с огромным интересом выполняли все задания и были рады встретить героев сказки «Теремок». Родителям в ходе мероприятия были предложены варианты игр, сделанные своими руками, которые способствуют развитию речи детей. Очень надеемся, что родителей заинтересовало это мероприятие, мы желаем им творческих успехов во всех начинаниях!
Дата публикации: 24.12.2016 г.
В старших группах «Солнышко» и «Колокольчики» прошло логопедическое собрание «В гостях у сказки».
На вступительной беседе учитель-логопед ознакомила родителей со своей деятельностью в детском саду. Пояснила, что логопедическая работа в детском саду направлена на:
— формирование правильного звукопроизношения;
— развитие движений органов речи;
— постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи;
— развитие грамматического строя речи;
— развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму;
— развитие связной речи;
— подготовку к обучению грамоте.
Также родителям было рассказано о том, что речевые дефекты не исчезнут сами собой. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители в первую очередь должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, выразительной. Дома детям необходимо чаще читать стихи, сказки, загадки. На улице наблюдать за птицами, деревьями, людьми, транспортом, явлениями природы, обсуждать с детьми увиденное. Играть вместе с детьми, развивать речевой и поддерживать эмоциональный контакт.
После проведенной беседы состоялось совместное логопедическое занятие (педагог — родители — дети) по мотивам русской народной сказки «Репка». Во время пересказа сказки детьми, каждый ее герой подготовил задания — логопедические упражнения, которые дети выполняли с огромным желанием, а контролировали правильность родители.
На протяжении всего занятия родителям давались практические рекомендации речевого развития детей в домашних условиях.
Проведение таких мероприятий в детском саду способствуют развитию детей, а также объединяют детей и родителей, наполняя положительными эмоциями.
Дата публикации: 29.10.2017 г.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыков письма необходима определенная подготовка. Поэтому в дошкольном возрасте важно как можно раньше начинать развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для развития навыков ручной умелости.
Подготовка руки к письму у детей 6-7 лет (DOCX, 1.04 Мб.)
Могут ли родители научить ребенка читать? Родителям вполне под силу научить читать ребенка, но только делать нужно это правильно! Успешное обучение заключается в игре.
Играя нужно научить выделять звуки в слове. Играть с ребенком можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и т.д. Начинать лучше всего с тех, что легко тянутся: [а], [у], [о], [и], [л], [м], [н], [с], [з], [ш]. Необходимо избегать те звуки, которые ребенок не выговаривает!
Например, спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» (слегка «потяните» первый звук). Затем спросите: «Есть ли звук [а] в словах: арбуз, жук, лук? В каких еще словах есть звук [а]?». Подбирайте слова вместе с ребенком.
Следующим этапом подготовки к чтению будет «Цепочка слов», вместе с ребенком придумывайте слова начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «аист - трактор» т.д. Досказывайте пропущенные звуки в словах в начале или конце: (к) ран, (ш) каф, дива (н), телевизо (р) и т.д.
Играйте так до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах.
И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех - пяти звуков.
Одновременно со звуками начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание букв, произносите не их названия, а тот звук, которые обозначают буквы. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы - «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще - знакомьте ребенка только с печатными буквами. Для быстрого запоминания букв, вместе с ребенком находите их в тексте, лепите из пластилина, рисуйте на песке или снегу.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, научите его сливать согласные звуки с гласными. Нужно понимать, что для него это может оказаться тяжелым трудом. А чтобы его максимально облегчить и упростить, лучше делать все в игровой форме, много раз повторять одни и те же звуки и буквы. Когда ребенок твердо освоит соединение букв в слоги, читать в дальнейшем он будет без ошибок.
В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на развитие ребенка. Поэтому главной задачей учителя - логопеда является поиск эффективных средств во взаимодействии с родителями воспитанников с целью оказания своевременной и качественной помощи в развитии речи детей. Задачи речевого развития будут успешно решены в том случае, если поддерживать связь с семьей и вовлекать в логопедическую работу.
30 января 2019 года в старшей группе «Светлячки» было проведено музыкально-логопедическое мероприятие с детьми и родителями. Дети вместе с родителями придумали новую сказку «Девочка Мила». Мила дружила с ежиком Трофимом, и они вместе с ребятами и родителями путешествовали по сказке и выполняли задания. Сюжет сказки получился ярким, интересным и очень увлекательным. На протяжении всего занятия родителям давались практические рекомендации речевого развития детей. Все участники были в хорошем настроении, а все мероприятие в целом оставило только положительные эмоции, как у детей, так и у взрослых.
15 октября 2019 года в младшей группе «Мозаика» прошло мероприятие совместно с детьми и их родителями по русской народной сказке «Курочка Ряба».
В музыкальном зале детского сада приглашённых гостей встречали герои сказки: бабушка Дарья, дедушка Осип, курочка Ряба, мышка Норушка. Каждый из героев приготовил для ребят интересные задания. Дедушка Осип научил ребят и их родителей играть на музыкальных инструментах, бабушка Дарья приготовила для всех разноцветные клубочки, которые нужно было распутать. Курочка Ряба, научила родителей и дошколят играть в музыкальную игру «Карусель» и предложила разложить простые и золотые яички в корзиночки. Родителям и детям настолько понравились увлекательные задания, что с хорошим настроением и огромным желанием принялись за творческую работу «Покормим цыплят». А мышка Норушка на встречу с родителями и детьми пригласила своих друзей, маленьких мышат, которые увлекли ребят в весёлую игру «Успей поймать». Мероприятие прошло эмоционально, легко и непринужденно!
Мы благодарны родителям, за то, что они посещают наши мероприятия ведь они помогают объединить родителей и детей, создают атмосферу тепла, доверия и взаимопонимания!
Все начинается с детства! Речь - это не прирожденный дар. Правильная и выразительная речь у детей - это совместная, качественная и регулярная работа взрослого и ребёнка. В логопедической работе речь разделяют на структурные компоненты - звуковой состав, словарный запас и грамматический строй.
Более подробно рассмотрим понятие - грамматический строй речи. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - это логика языка. У детей, усваивающих грамматику, одновременно развивается мышление. Формирование грамматического строя речи - это длительный и трудоёмкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, то можно добиться значительных результатов.
Грамматический строй речи – это наборы разрозненных слов формируются в осмысленные и понятные словосочения или предложения.
Существуют морфологическая и синтаксическая системы грамматического строя речи. Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования. Синтаксическая система – умение правильно составлять предложения.
Ошибки в речи детей
- Неправильные окончания имён существительных: карандашов, капустов; девочков, куклов; у маме, без ложке: в лесе, в саде и т.д.
- Склонение несклоняемых существительных: на пальте, не пианине и т.д.
- Образование мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных: котёнки, свинёнки и т.д.
- Изменение рода существительных: большой яблок, мой платья и т.д.
- Склонение числительных: двое домов, с двумями и и т.д.
- На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама купила», «Заплакала Маша почему?» и т.д.
Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения для формирования грамматического строя и развития речи в целом. Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете и т.д. Помните! Совместные игры – это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий эмоциональный след и закрепить полученные знания! Желаю удачи!
Источники:
1. Лямина Г. «учимся говорить и общаться»//Дошкольное воспитание.
2. Ветчинкина Т. «Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника».
3. Володина В.С. «Альбом по развитию речи».
4. https://www/kartinki/razvitie-rechi-i-gramota
14 декабря 2022 года в подготовительной группе «Горошинки» прошло мероприятие совместно с детьми и их родителями «Учимся и играем!». В преддверии нового года все ребята и взрослые ожидали встречи с самым главным волшебником зимы - дедом Морозом! Но на встречу с детьми и родителями пришел веселый Незнайка.
С задорным Незнайкой ребята и взрослые играли в сюжетно-ролевую игру «Школа». Во время уроков труда, математики, грамоты ребята вместе со своими мамами и папами выполняли творческие новогодние задания. А на переменах играли в подвижные и музыкальные игры. В конце встречи ребята с помощью символов-смайликов составили новогоднюю открытку для дедушки Мороза, которую передали ему со снеговиком Почтовиком!
Мероприятие было интересным и очень увлекательным!
Поздравляем всех ребят и родителей с наступающим Новым годом!
Автор статьи: учитель-логопед Рудикова Е.С.,
муз.руководитель Коржова Ю.Н.
Мероприятия, где главной является совместная деятельность детей и родителей могут быть познавательными, увлекательными и очень интересными, особенно если родителями являются активными участниками процесса. В нашем детском саду такие мероприятия зачастую практикуются во всех возрастных группах. Воспитатели и специалисты через различные формы (мастер-классы, развлечения, праздники и т.д) организовывают эту деятельность для воспитанников и их родителей.
26 января учитель-логопед (Рудикова Е.С) и музыкальный руководитель (Коржова Ю.Н) провели мероприятие «Снеговика- почтовик», которое включало в себя не только подвижные игры и танцы, но и такие полезные для ребят задания, как счет предметов, игра на внимательность («Четвертый лишний»), творческая работа. Ребята и их родители на протяжении всей встречи были заинтересованы происходящим. В завершении ребята получили от Снеговик- почтовика благодарность- небольшие подарочки.
Спасибо всем участникам! До новых встреч!
Автор статьи: муз.руководитель Коржова Ю.Н